Автор: . Дата создания:

Лето, и я наконец-то отдохну от географии. Это, пожалуй, единственный предмет, изучать который самостоятельно моя дочь не в силах, хотя учится на 8 — 10. Честно признаться, думала, география станет любимым предметом дочки-шестиклассницы, а оказалось, что без переводчика она обойтись не может. Читая параграф, просит упростить определения, чтобы было понятнее и лучше запоминалось. Так я в полной мере оценила ненормальность некоторых наших учебников и требование главы государства приблизить их к жизни, не перегружать излишней информацией.

Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров, красноречиво свидетельствующих о том, что авторы учебников не стремятся к простоте, а предпочитают вычурность. Итак, «Физическая география» для 6-го класса под редакцией Е. Г. Кольмаковой, 2016 г. Больше всего меня поразило понятие «гора». В книге написано, что это значительно возвышающееся над окружающей местностью поднятие с выраженной вершиной, склоном и подошвой. Если отбросить словесную шелуху, то получается, гора – это поднятие. Каково? Спрашивается, зачем изобретать велосипед, когда умные люди его уже давно изобрели. Обратимся к «Толковому словарю» С. И. Ожегова, где сказано, что гора – значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Просто, как все гениальное, и понятно. 

– Мама, поедем отдыхать на обособленную участками суши или поднятиями дна часть океана, отличающуюся своими природными условиями, – заявила мне дочь, наконец-то усвоившая из учебника, что такое море.

Ожегов же представлял себе море немного иначе: часть океана – большое водное пространство с горько-соленой водой. Впрочем, как и водопад, который охарактеризовал как стремительно падающий с высоты поток воды. Наших же детей заставляют заучивать, что водопад – свободное падение воды с крутого уступа, пересекающего речное русло.

«Река начинает петлять – меандрировать… В результате формируются излучины – меандры», – говорится в учебнике. Скажите, зачем 11 — 12-летним ребятам эти знания? Трудно себе представить, что какой-нибудь школьник станет рассказывать другу: «Летом я частенько предавался рыбной ловле. Клев был отменным, особенно там, где река начинала меандрировать».

Намного проще определения в учебнике «Биология» Н. Д. Лисова, 2-е издание, пересмотренное, 2015 г. Я бы сказала, что здесь они уж очень простые. Так, шестиклассники должны усвоить, что растения – многоклеточные организмы. Их тело разделено на органы: корень, стебель и листья. В качестве примера приводятся дуб, береза, ромашка и др. Животные также многоклеточные организмы, для которых характерно наличие различных органов. «У собаки, например, имеются легкие, сердце, желудок, кишечник, почки и др.», – говорится в учебнике. Можно подумать, что у котов, коров и носорогов этих органов нет.

В «Толковом словаре» Ожегова написано: растение – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из воздуха (путем фотосинтеза) и почвы. Животное – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями.

Складывается впечатление, что одни авторы путают шестиклассников со студентами, другие считают ребят умственно недоразвитыми. А ведь школьный учебник должен раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Если он помогает ребятам усваивать предмет, достигать высоких результатов в учебном процессе, то автор издания с поставленной задачей справился.

Фото из открытых источников.