Автор: . Дата создания:

Чтобы добиться успеха в любой сфере, нужно заниматься тем, что тебе нравится, и постоянно совершенствоваться. Так считает преподаватель географии из Витебска Сергей Кривенко, которому в мае этого года высокую награду вручил Президент нашей страны.

Путь к вершинам знаний 

В витебской гимназии № 2 много талантливых педагогов, умеющих заметить способных детей и привить им любовь к своему предмету. Но Сергей Кривенко выделяется даже на фоне таких успешных коллег. Его ученики из года в год занимают призовые места на олимпиадах по географии. Даже на международном уровне завоевано уже свыше десятка наград! Что говорить про областной этап республиканской предметной олимпиады – количество полученных там дипломов давно перевалило за полсотни.

Еще одно направление, где ежегодно побеждают воспитанники витебского преподавателя, – это интеллектуальные игры. Гимназисты, которые занимаются в центре «Эрудит», не раз становились призерами в чемпионатах области, республики и на международных турнирах.

С учетом такой эффективности работы Сергея Кривенко неудивительно, что он оказался в числе тех, кому в мае вручил государственные награды Александр Лукашенко. Педагогу гимназии № 2 Витебска в 2023 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Республики Беларусь».

– Вероятно, одним из моих преимуществ было то, что я подготовил много победителей олимпиад и интеллектуальных турниров. Но все-таки, думаю, звание заслуженного учителя присуждается по совокупности всей педагогической работы, – считает Сергей Кривенко. – Награды на тех же международных олимпиадах, конечно, являются в определенной степени вершиной этой деятельности, но для меня они – лишь один из многих определяющих моментов.

Школа на всю жизнь 

Что интересно, трудится преподаватель географии там, где когда-то и сам учился. Правда, тогда учреждение образования было не гимназией, а средней школой № 9.

– В 11-м классе я стал победителем республиканской олимпиады, что на тот момент без экзаменов позволяло поступить в ВГУ. Поэтому в силу мужской лени туда и пошел, – с улыбкой рассказывает о выборе профессии Сергей Николаевич. – А в конце 90-х, на четвертом курсе, уже вернулся в родную школу в качестве педагога, помогать своей преподавательнице географии. Так там и остался.

Сергей Кривенко уверен: ему очень повезло, что трудовой путь начался в родном учреждении образования. Молодой специалист хорошо знал и место, где предстояло работать, и многих педагогов.

Трудности возникли там, где учитель их и не ждал. Сегодня об этом он не может вспоминать без улыбки:

– Одним из сложных моментов стал первый урок в девятом классе, где учился мой родной брат. Это было непросто психологически. Еще поначалу возник небольшой комплекс из-за того, что я среднего роста, а на параллели девятых классов многие девочки были выше меня на полголовы. Но теперь это кажется забавным. Вскоре стало понятно, что рост точно проблемой не является. Кто-то выше, кто-то ниже – какая разница?

В чем секрет? 

Конечно, я не могла не поинтересоваться, как учителю географии удается постоянно готовить победителей всевозможных состязаний. Но каких-то особенных секретов у него нет.

– Это слишком большая совокупность всяких факторов, – объясняет Сергей Кривенко. – С одной стороны, мне нравится моя работа, нравится взаимодействовать с детьми – и я заражаю ребят этим энтузиазмом. Они ведь всё видят. Если сам учитель выполняет свои обязанности из-под палки, его воспитанники это понимают и от него уходят. А когда преподавателю интересно, то и дети к нему тянутся. Кроме того, у наших гимназистов есть определенные амбиции, они изначально хотят достичь успеха. А еще многие мои олимпиадники занимаются интеллектуальными играми – возможно, поэтому везде успевают, имеют широкий кругозор, могут применить свои знания.

Как признается Сергей Николаевич, ему не хватает времени на то, чтобы структурировать, оформить четкую систему подготовки победителей олимпиад.

– Помимо этого, география очень динамична. Каждый год ребятам нужно знать что-то совершенно другое, необходимо быстро перестраиваться. В минувшем учебном году структура заданий на олимпиадах, например, резко поменялась – и пришлось начинать всё заново, – говорит Сергей Кривенко. – Вместо четырех блоков заданий, по сути, стало два. В одном абсолютно вся физическая география, а в другом – экономическая. Такой подход, пожалуй, ближе к ЦТ. Он больше ориентирован на централизованный экзамен и связан с изменениями в правилах поступления. А раньше республиканскую олимпиаду строили, ориентируясь на международную. И если там появлялся новый тренд – например задания, связанные с почвами или урбанистикой, – то мы следовали за ним.

Задавая темп 

Как же в таких условиях, с учетом постоянных изменений, учитель географии и одновременно тренер по интеллектуальным играм все успевает?

– С каждым годом сочетать преподавание с тренировками команд интеллектуалов всё тяжелее, потому что объемы информации увеличиваются, да и годы, наверное, уже берут свое – спать чаще хочется, – с юмором комментирует Сергей Кривенко. – Но пока совмещаю эти занятия довольно удачно. Семье внимания, конечно, в результате недостает. Возможно, дочери (они учатся в той же гимназии № 2) компенсируют это в какой-то степени подготовкой со мной к олимпиадам и интеллектуальным играм. Но, думаю, на их стиле жизни сказывается и родительский пример: я занят – и мои дети тоже все время заняты на тренировках или в объединениях по интересам. Семья собирается вместе лишь поздно вечером.

Спрашиваю:

– Значит, быть заслуженным учителем сложно?

– В любой сфере стать профессионалом трудно, потому что это требует огромного количества времени и большой работы над собой, – уверен Сергей Кривенко. – Мир постоянно меняется, и мы должны за ним успевать. Всем приходится совершенствоваться. А как иначе?

Фото Дмитрия ОСИПОВА