Диалоговая площадка на тему обсуждения законопроекта «О внесении поправок в Кодекс Республики Беларусь об образовании», который был принят в апреле, собрала в Полоцком госуниверситете депутатов парламента, представителей местной власти и Министерства образования.
– Новая версия кодекса связана с изменениями в структуре высшего образования, включением научно-ориентированного образования вместо послевузовского, расширением объема целевой подготовки для удовлетворения потребностей в кадрах различного профиля. Мы собираемся сделать обязательным в нашей стране получение общего среднего образования, но это, по сути, констатация факта, который имеет место быть в реальном мире, – отметил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк. – Предыдущий законопроект имел много ошибок и неточностей. Теперь вектор направлен на дальнейшее совершенствование государственной образовательной политики.
В новом законопроекте в системе общего среднего образования предусмотрены мероприятия по обеспечению гибкости и модификации учебных планов, что позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Будет уделено внимание развитию у учащихся инновационных навыков, что в перспективе даст стране новое поколение изобретателей и предпринимателей. Также на уровне среднего специального и профессионально-технического образования будет функционировать единый вид учреждения образования – колледж. На уровне высшего образования – университет, академия, институт.
Работа диалоговой площадки, в рамках которой можно было выразить свою точку зрения и внести предложения, проходила по секциям: «Основы правового регулирования в сфере образования. Субъекты образовательных отношений. Образовательные отношения», «Дошкольное и специальное образование», «Общее среднее образование», «Среднее специальное образование» и «Высшее образование».
– Все предложения, которые прозвучат в ходе диалоговой площадки, будут услышаны и проанализированы, – отметил Игорь Марзалюк. – Работы много, но общими усилиями цели будут достигнуты.
Например, директора гимназии №3 Витебска имени А.Пушкина Людмилу Сомову волновал вопрос реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования. Здесь дети изучают некоторые предметы на повышенном уровне. Будет ли правильным такой подход в отношении учащихся с психофизическими особенностями развития?
– В проект обновленного Кодекса об образовании заложен принцип инклюзии, – сказала первый заместитель начальника главного управления по образованию облисполкома Елена Богданович. – Это значит обеспечение равных условий для лиц, имеющих особые потребности, а не только с особенностями психофизического развития. Мы сейчас не говорим о каких-то рывковых новациях. Здесь идет речь о совершенствовании условий для этой категории детей. К сожалению, следует отметить, что число людей с особенностями психофизического развития не уменьшается. Поэтому мы должны эту категорию включать в образовательный процесс, прежде всего со здоровыми сверстниками, чтобы они лучше социализировались в жизни и чувствовали себя полноценными членами общества.
В ходе обсуждений участники высказали мнения и о целесообразности шестого школьного дня. Начальник отдела по образованию Лепельского райисполкома Анатолий Карпицкий считает, что изменения в кодексе будут способствовать не только уменьшению нагрузки на уроках в режиме пятидневной недели, но и лучшему усвоению и подготовке на факультативных занятиях среди учащихся 5-х и 11-х классов.
– Делая упор в обучении на нужные для поступления предметы, в итоге можно будет достигнуть хороших результататов, – сказал Анатолий Михайлович.
Также педагоги обсудили тему дистанционного обучения, где мнения разделились. Часть педагогов согласилась, что очная форма занятий является наиболее подходящей для обучения. Другие считают, что опыт пандемии показал: онлайн-обучение может дополнить программу образования и сделать ее эффективнее.
Прозвучало предложение для гимназий: для поступления в учреждение образования вне конкурса зачислять победителей не только заключительного, но и областного этапа олимпиад.
Тема воспитательной работы с молодежью прозвучала во многих выступлениях на мероприятии. Участники диалоговой площадки отметили, что перед педагогами стоит важная задача, которая заключается в том, чтобы научить молодежь мыслить критически, вести диалоги конструктивно и уметь фильтровать информацию. Так, педагоги пришли к выводу, что необходима программа, которая бы способствовала усилению патриотического воспитания молодежи.
Фото предоставлено Полоцким госуниверситетом.