Дуальную форму обучения планируют внедрить в Витебском государственном технологическом университете по специальности «Производство одежды, обуви и кожгалантерейных изделий». Новшество будет реализовано в рамках международного проекта образовательной программы Erasmus+ «Содействие развитию дуального обучения в белорусском высшем образовании (DUALBEL)».
– Дуальная (практико-ориентированная) форма обучения предполагает тесную взаимосвязь между заказчиками-предприятиями и учреждением образования, – рассказывает декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ВГТУ, куратор проекта, Ирина Семенчукова. – В стандартном образовательном процессе в нашей стране практическая подготовка на предприятиях составляет 5-10% времени учебы в вузе. При дуальной образовательной форме 30-40% учебного времени студенты проходят обучение на местах своей будущей работы. Не секрет, что необходимость наращивания объемов производства на предприятиях порой упирается в дефицит кадров. Увы, вчерашние студенты зачастую хорошо подготовлены только теоретически, а практических навыков не имеют. И чтобы сократить время на их доучивание, будет внедряться дуальная система образования.
По словам собеседницы, в международном проекте задействовано 11 вузов со всех областей Беларуси. К слову, от Витебщины в проекте участвует также Полоцкий госуниверситет.
– Для реализации проекта в Беларуси определены кустовые вузы, чтобы охватить дуальным образованием основные отрасли национальной экономики, – продолжает Ирина Юзефовна. – Например, в Полоцком госуниверситете будет организована инновационная форма обучения по специальности «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», в Гродненском государственном медицинском университете – по «Молекулярной генетике», в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии – по «Техническому обеспечению процессов сельскохозяйственного производства».
Как добавила куратор проекта, набор студентов на дуальную форму обучения начнется с 2022/2023 учебного года. Нынче идет разработка учебных планов с акцентом на практическую составляющую при непосредственном руководстве Республиканского института высшей школы. Затем педагоги, которые будут задействованы в дуальном обучении, отправятся на стажировку в вузы Германии, Словакии, Финляндии и Латвии, где такая образовательная форма применяется много лет.
Интересно, что первые дуальные высшие учебные заведения возникли в Баварии в 1974 году (Университет Баден-Вюртемберг), – отмечает Ирина Семенчукова. – Нынче из 350 тысячи студентов Баварии 34 тыс. проходят образование по дуальной форме обучения. В качестве партнеров данной образовательной системы выступают около 9 тысяч корпораций, в том числе промышленные гиганты Bosch, Stihl, Daimler, SAP, Wurth, Trumpf, Festo и другие.
У концернов Siemens и Audi есть свои профессиональные академии. Содержание учебных планов подготовки специалистов по дуальной форме обучения согласовывается с ассоциированными партнерами-предприятиями и определяется каждой землёй Германии самостоятельно, без утверждения на федеральном уровне.
– Особенностью организации учебного процесса по дуальной системе образования в Германии является привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков предприятий, – рассказывает Ирина Юзефовна. – При поступлении в дуальные высшие школы абитуриенты сотрудничают при выборе специальности с организациями, которые обеспечивают целевую форму подготовки, включая выплату специальной стипендии. Плюсами дуальной формы выступают гарантия трудоустройства, эффективная социализация обучающегося на предприятии, отсутствие государственных инвестиций в подготовку специалистов. Положительный опыт упомянутых западноевропейских стран ярко демонстрирует преимущества такого обучения.
Ирина Семенчукова, выразила надежду, что результаты экспериментального подхода к модернизации подготовки специалистов повысит ее эффективность и положительно скажется на конкурентоспособности выпускников учреждений высшего образования Беларуси.
Фото Евгения КАРПАСА.