В Витебском государственном университете им. П. Машерова обучают студентов при помощи QR-кодов.
Илларион Галузо проводит лабораторное занятие со студентами-физиками
Для современного учителя и преподавателя вуза смартфоны и планшеты – прямые конкуренты за внимание подрастающего поколения. Молодые люди готовы часами залипать в своих гаджетах, серфить в интернете, общаться в месенджерах, смотреть ролики на YouTube. Так почему же не использовать современные технологии и социальные тренды в образовательной практике?
Начальник Центра информационных технологий университета, доцент кафедры ботаники биологического факультета Андрей Лукомский для обучения студентов начал применять QR-коды. Андрей Викторович создал собственный интерактивный альбом по лабораторному практикуму для естествоведческих дисциплин.
На занятии ребятам достаточно считать квадратные метки в лабораторных тетрадях, чтобы получить доступ к текстовым, аудио- и видеофайлами, микрофотография, схемам, необходимым для лабораторной работы.
Идею использовать технологии дополненной реальности и QR-коды в учебном процессе поддержал кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной физики математического факультета Илларион Галузо. Впервые он с этим столкнулся, когда работал над учебником по астрономии для российских школьников.
Пока ученый занимался содержательной частью книги, программисты предложили несколько способов визуализации учебного материала: обычные иллюстрации дополнялись символами, которые распознаются приложением на смартфоне и на экране гаджета появляется «ожившая картинка» или видео.
– QR-коды просты, они генерируются на специальных онлайн-сервисах, где прописывается необходимая информация – текст, фото, видео, ссылка на интернет ресурс и т.д. Начал их применять на лабораторных занятиях по физике. Часто при выполнении работу студентам требуется уточнить какие-то данные, сравнить полученные результаты с табличными. Также они могут просмотреть видеоопыты, чтобы лучше понять изучаемые процессы, – рассказал Илларион Викторович.
Преподаватель с помощью QR-кодов «осовременил» галерею университетского планетария. Возле каждого снимка теперь расположены две метки-кода, одна – с текстовым описанием снимка, вторая – фрагмент научно-популярного фильма по тематике фото.
Опыт использования QR-кодов уже переняла университетская газета «Мы и час». На страницах печатного издания размещают метки-коды с ссылками на архив публикаций, фоторепортажи с событий и т.д. Теперь практику планируют распространить по всему университету. Преподаватели разных факультетов уже начали модернизировать свои дидактические и учебно-методические материалы.
– В ходе работы с QR-кодами мы столкнулись с проблемой – ограниченное количество бесплатных генераций на популярных ресурсах и навязчивая контекстная реклама. В ЦИТе уже разработали собственную корпоративную программу для создания кодов. Она, к слову, позволяет делать их динамичными, можно корректировать ранее зашифрованные данные, не изменяя при этом сам рисунок. Кроме того, сейчас работаем над созданием единой базы данных для хранения и актуализации информации, содержащейся в университетских QR-кодах, – рассказал Андрей Лукомльский.
Фото Натальи КАМЛЁВОЙ.