Автор: . Дата создания:

Повышение качества образования, его экономической эффективности и практикоориентированности невозможно без заинтересованного подключения работодателя к целевой подготовке кадров и финансового участия в этом процессе. Только такое взаимодействие может приблизить производство к образовательной деятельности, которая должна ориентироваться на требования рынка труда.

Об этом шла речь на совещании в облисполкоме по текущим вопросам развития промышленного комплекса, организованного Витебским областным союзом нанимателей. Совершенствованию системы подготовки рабочих кадров, специалистов среднего и высшего звена для предприятий Витебщины уделяется пристальное внимание.

Год назад облисполком совместно с союзом нанимателей, проанализировав кадровую ситуацию, предпринял попытку систематизировать проблемы и осовременить подходы к профобразованию специалистов. На этот раз при выработке управленческих решений упор был сделан на тех аспектах преобразований, которые пробуксовывают.  

Сегодня высококвалифицированный персонал является главной ценностью организации любого масштаба и сферы деятельности. Поэтому для руководителей важно осознавать необходимость воспитания собственных талантливых и преданных предприятию работников. Причем выращивать специалистов под себя необходимо уже со школьной скамьи, убежден председатель облисполкома Николай Шерстнёв.

— Каждый руководитель должен владеть информацией и прогнозировать кадровые потребности организации, формировать программу целевой подготовки, производственной практики потенциальных работников, привлекая внимание молодых дарований уже в школе, а не перекладывать ответственность на систему образования за  насыщение рынка труда невостребованными специалистами, — подчеркнул глава области.

В этом же направлении работают и учреждения профессионально-технического и среднего специального образования. Преобразования проводятся сразу по нескольким направлениям, начиная с популяризации рабочих профессий в молодежной среде, создания положительного имиджа профобразования, в том числе среди родителей и администраций школ, и заканчивая вопросами оптимизации и совершенствования материально-технической базы организаций.

По словам начальника главного управления по образованию облисполкома Дмитрия Хомы, в целях создания конкурентоспособной системы профессионального образования за пять лет количество учреждений сократилось на 45% до 23-х, а объем финансирования за последние два года вырос практически в 4 раза.

В 2018 году на 5% увеличилось количество выпускников школ, пожелавших осваивать рабочие специальности.

Как результат — расширился набор на такие востребованные на рынке труда профессии, как швея, сборщик обуви, специальности строительной отрасли, машиностроения, АПК. Формирование контрольных цифр приема на очередной учебный год проходит с учетом потребности в кадрах реального сектора экономики.

В 2019 году планируется набрать порядка 4,4 тыс. человек на базе профессионально-технического, свыше 2,8 тыс. — среднего специального образования.

 Ежегодно совершенствуется структура подготовки под изменяющиеся потребности регионального рынка труда.

В прошлом году молодежь обучалась по 50 специальностям и 97 квалификациям, в том числе по по 4-м новым. С 2019 года планируется открыть подготовку на уровне среднего специального образования по 6 квалификациям (монтажник каркасно-обшивочных конструкций сухого строительства, наладчик станков и манипуляторов с ПУ и др.), в ПТУ — по 3 квалификациям, еще 4 новых специальности появятся в вузах. 

Также модернизируются учебные планы по всем специальностям для увеличения производственного обучения и времени прохождения практики. Организуются стажировки на предприятия и для преподавателей.

На начало года дополнительная потребность в кадрах на Витебщине составила порядка 2 тыс. специалистов с высшим, более 1,1 тыс. — средним специальным, около 4,4 тыс. — профессионально-техническим образованием.

Но не все организации включились в  прогнозирование ситуации на перспективу, констатировал Дмитрий Хома.

Самое слабое место — в регионе почти не заключаются договоры на целевую подготовку. Вместе с тем, для эффективного решения кадрового вопроса надо переходить на точечное взаимодействие учебных заведений и предприятий по каждому ученику, уверен Дмитрий Хома. Иначе не получится повысить мотивацию молодежи на обучение рабочим профессиям.