С 1 января 2017 года к общереспубликанскому эксперименту по внедрению нормативного финансирования учреждений общего среднего образования планируется присоединить все школы и гимназии Витебска.
Это значит, что учебным заведениям придется задуматься о том, как привлекать в свои стены большее количество детей. Ведь на каждого учащегося из бюджета поступит определенная денежная сумма. Теоретически, чем больше ребят обучается в школе, тем обеспеченнее станет и само учреждение. Так ли это на самом деле и изменится ли работа учебных заведений, разбирался корреспондент «ВВ».
Хорошая задумка
Идея нормативного (подушевого) финансирования образовательных учреждений обсуждалась в министерских кругах с 2012 года. Подобный механизм не новый, активно используется практически во всех странах Западной Европы и постсоветском пространстве (в России, Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Казахстане).
Беларуси проект стартовал в январе 2015-го, в нем участвовали 34 школы по всей республике. В 2016-м – уже 183, в том числе все учреждения среднего образования некоторых городов. На Витебщине в эксперименте задействован Новополоцк, а также две средние школы Витебска – №4 и №12.
В рамках проекта руководителям учреждений образования предоставляется право самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств и оптимизировать штатную численность, чтобы высвободившиеся средства направлять на выплату премий и другие стимулы для работников.
Бюджет школы формируется на основе нескольких показателей: численности учащихся, базового норматива (сейчас в городах это почти 13 млн неденоминированных рублей на одного учащегося) и корректирующих коэффициентов – чтобы более точно определить «стоимость» ребенка с учетом специфики его обучения. Например, гимназист обходится государству дороже, чем ученик средней школы. Разные суммы положены на первоклассника и на старшеклассника.
По планам Министерства образования, эксперимент приведет к самостоятельности учреждений образования в расходовании сэкономленных бюджетных средств, укрепит их материальную базу, увеличит наполняемость классов, повысит уровень оплаты труда педработников.
Равные условия для всех
– Традиционно школы и гимназии получают средства исходя из фактической потребности, и это сумма не связана напрямую с количеством детей в учреждении, – рассказывает начальник управления образования облисполкома Дмитрий Хома. – Нормативное финансирование сделает этот процесс более прозрачным: годичное обучение одного ребенка стоит определенную сумму денег. В нее входят затраты на заработную плату педагогов (в том числе обязательные страховые взносы), расходы на образовательную среду, например, приобретение средств обучения, оборудования, инвентаря, оплату услуг связи. Все издержки, связанные с коммунальными услугами, питанием учащихся, текущим ремонтом, будут финансироваться как прежде – по фактической потребности.
По мнению Дмитрия Леонидовича, нормативное финансирование имеет ряд положительных моментов. Во-первых, прозрачность выделенных денежных средств. Во-вторых, равенство возможностей для учащихся и здоровая конкуренция среди учебных заведений. Ведь каждый ученик получает равный доступ к образованию независимо от того, где он проживает. В-третьих, экономическая эффективность использования бюджетных средств.
В то же время не все так однозначно. Педагогов беспокоят возможные сокращения в условиях экономии средств руководством учреждений образования, под большим вопросом дальнейшая судьба небольших городских и тем более малокомплектных сельских школ.
– Именно поэтому внедрение нормативного финансирования предполагается проводить поэтапно, с учетом особенностей учреждений образования и без снижения фактически сложившегося уровня их финансирования, – подчеркивает Дмитрий Хома. – Но действительно при таком подходе для эффективной работы типовой городской школы необходимо не менее 800-900 учащихся, а в сельской – не менее 200 учащихся. В этом плане на Витебщине самая сложная ситуация в республике: низкая наполняемость сельских, да и многих городских школ. Для сравнения, в Брестской области в сельских школах средняя наполняемость — 124 учащихся, у нас 76.
Так сложилось исторически и географически: наш регион большой по территории и состоит из множества малонаселенных пунктов, где проживают и учатся дети. Но в результате при переходе на нормативное финансирование ряд учебных заведений Витебщины будет недополучать значительные суммы, а работа некоторых вообще может быть под вопросом.
Норматив для городских школ — 13 млн, а для сельских — 28 млн рублей (до деноминации), но в большинстве малокомплектных школ стоимость обучения одного ученика превышает 30, 40, а то и 100 млн рублей в год. Поэтому райгорисполкомами проводится целенаправленная работа по оптимизации школьной сети, организуется подвоз учащихся в более крупные учебные заведения. Принимаются меры по укреплению материально-технической базы данных школ, обеспечению их необходимым учебным, лабораторным оборудованием и средствами обучения.
Время возможностей
Средняя школа №12 Витебска участвует в эксперименте по внедрению нормативного финансирования второй год. Эта типовая городская школа в одном из спальных микрорайонов областного центра – прекрасный пример того, как руководство учреждения в связке с талантливыми педагогами может превратить обычную школу в узнаваемую, инновационную и перспективную.
Во-первых, учреждение славится на всю область ресурсным центром по энергосбережению, оснащенному по последнему слову техники, а также музеем «Почетные граждане Витебска». Во-вторых, в числе первых в регионе здесь внедряется в образовательный процесс «Электронная школа». Налажена пропускная система по карточкам учащегося, со второй четверти работает «Электронный журнал». В-третьих, СШ №12 – единственная из средних школ области, которая по итогам ЦТ-2016 вошла в условный рейтинг 100 лучших учреждений среднего образования Беларуси.
– Проблем с набором учащихся у нас нет: средняя наполняемость классов — 27,5 человека, – подчеркивает директор школы №12 Марина Новицкая. – Обучается более 1200 детей, и желающихся прийти к нам достаточно. У школы хороший имидж, здесь трудятся прекрасные педагоги, а для детей созданы отличные возможности для обучения и воспитания. Именно ученики – наше богатство. У нас нет собственной бухгалтерии – деньги по нормативному финансированию распределяются через районный отдел образования, спорта и туризма, но все, что остается после оплаты труда педагогов и так далее, – в нашем распоряжении. А это более 1 млрд неденоминированных рублей в прошлом году и столько же в этом. Деньги потратили на приобретение спортивного инвентаря, телевизоров, единых стендов, полностью обновили учебную мебель, даже в рекреациях появились уютные диваны. Обновлены первичные средства пожаротушения и индивидуальной защиты, школа подписалась на разнообразные периодические издания, пополнены фонды учебно-методической литературы.
Благодаря эксперименту администрация школы получила право корректировать штатное расписание. Так, вместо инженера-электронщика появится лаборант ресурсного центра, а вместо гардеробщика – вахтер. При этом никаких сокращений не произойдет. По словам директора школы, в этом нет необходимости – численность работников и так оптимальна.
Появился и приятный бонус для педагогов – отраслевые повышения тарифных ставок за выполнение отдельных видов работ, например, за организацию питания, оздоровление или преподавание предметов на повышенном уровне. Поощрения суммируются и у некоторых учителей бонусы достигают 150 рублей в месяц. В итоге средняя зарплата педагогов школы за октябрь составила 687,4 рубля, а в среднем по району – 620.
– Нормативное финансирование однозначно благоприятно сказывается на нашем учреждении, – считает Марина Новицкая. – Появилась определенная самостоятельность в распоряжении бюджетными средствами, можно планировать свои расходы и изменять школу к лучшему.
Что ж, очевидно, в крупных школах эксперимент удался, а вот как в новых условиях будут развиваться остальные учреждения образования, покажет время.
Фото Александра КУТЫНКО