Как выстроена система питания детей в школах с учетом ранее данных поручений, поинтересовался Президент Беларуси Александр Лукашенко на одном из недавних совещаний и напомнил, что вопрос наведения порядка в организации питания в учреждениях образования находится на его постоянном контроле. Как ведется эта работа на Витебщине, выясняла корреспондент «ВВ».
Системная работа
– Наша служба постоянно осуществляет надзор за организацией питания детей в Витебской области, – сообщил заведующий отделением гигиены детей и подростков областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Андрей Буров. – В течение года накапливаем результаты, оцениваем, выставляем ряд требований по устранению тех или иных нарушений.
Системная работа, пояснил специалист, начинается с материальной базы. Если она хорошая, то и качество питания будет гарантировано.
Начиная с планировки помещений, их отделки, состояния и заканчивая оборудованием, которое обеспечивает соблюдение поточности и технологии приготовления блюд, – всё в поле зрения санитарной службы.
– Так, использование современных пароконвектоматов при приготовлении блюд дает возможность сохранить высокие вкусовые качества и исходную пищевую ценность продуктов питания.
Самое главное – это щадящие способы приготовления, которые используются именно в детском питании – запекание, варение, приготовление на пару без использования фритюра.
В питании детей не должны использоваться пищевые продукты, не отвечающие принципам детской диететики. В детских учреждениях не используются газировки, кофейные напитки, острые соусы, кетчупы, маринованные овощи с использованием столового уксуса, специи со жгучим вкусом, кроме лаврового листа либо травяных натуральных приправ. Ограничено количество соли, сахара и т. д. Перечень этих продуктов определяется специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, утвержденными постановлением Совета Министров № 525.
– Третий важный компонент – режим питания, то есть интервалы между приемами пищи и распределение калорийности в течение дня, – поясняет Андрей Буров. – Допустим, завтрак составляет 25 % суточной калорийности, обед 30 – 35 %, полдник 10 – 15 %, ужин 25 %. Важно также, из чего состоит рацион, исходя из физиологических потребностей ребенка, который двигается, учится, концентрирует внимание. А всё это требует энергозатрат. И важно, за счет чего он их получит. Правильное соотношение белков, жиров и углеводов, определенные микроэлементы, витамины, питательные вещества как строительный материал для развития тела – всё это позволит организму расти и развиваться. Это тоже на контроле.
Новой проблемой стало требование хранить овощи, даже загрязненные землей, в условиях холодильника. Оборудованием такого большого объема на сегодняшний день располагает далеко не каждое учреждение образования.
– Но и эти проблемы решаются, – говорит санитарный врач. – Где-то докупается оборудование, где-то устанавливаются специальные сплит-системы наподобие кондиционеров.
Эксперимент разнообразил меню
Андрей Буров считает, что проведенный в республике пилотный эксперимент, направленный на апробацию новых блюд, разработанных с учетом предпочтений учащихся и новых принципов организации питания, дал свои результаты – увеличилось разнообразие предлагаемых блюд. Но мнение специалиста с большим опытом работы: свести пищевые отходы в школьных столовых к нулю не получится, и дело тут во вкусовых предпочтениях детей.
– Они очень разнятся, и здесь на авансцену выступает фактор работы с родителями, ведь культура питания детей формируется в основном в семье. Конечно, дома никто не готовит такой пищи, как в школах, – в плане сбалансированности, когда всё анализируется по каждому микроэлементу, проценту содержания того или иного вещества. Школьное питание еще и потому отчасти дотируется государством, чтобы привить подрастающему поколению приверженность к здоровому питанию, – убежден заведующий отделением. – Приоритетом у детей на сегодняшний день являются макароны, сосиски, пельмени, то есть продукты, наиболее часто встречающиеся дома. А что-то отличающееся от этого школьники иногда даже не пытаются попробовать, каким бы привлекательным оно ни было.
Рыбу большинство детей, можно сказать, вообще не хотят употреблять. Чтобы как-то ввести в рацион учащихся этот полезный продукт, в рамках пилотного проекта разрабатываются блюда, где рыба используется вместе с мясом птицы или с каким-то другим, добавляется лимон, и вкус рыбы практически не ощущается. Такие изделия ребята едят без всяких проблем.
Система питания для подрастающего поколения правильная и поставлена на достаточно высоком уровне, считает Андрей Буров, ведь очень много внимания уделяется не только его безопасности, но и качеству. Всё это требует усилий квалифицированного штата работников детского общепита, который создан на Витебщине. Охват детей горячим питанием в северном регионе составляет 95 %.
Кстати. У детей в городских учреждениях образования есть возможность получить дополнительное питание и через буфет. Мучные изделия, сладости желанны большинству из них. В стремлении к сбалансированному, полезному рациону Минздравом введено ограничение реализации отдельных мучных изделий (смаженки, пиццы, сосиски в тесте) не чаще 2 раз в неделю, приоритет – наличие в буфетах свежих фруктов, овощей, салатов из них, творожных изделий, молока и кисломолочных напитков, соков, орешков, мармелада, злаковых.
И родительская оценка — «Здоровская!»
…В витебской гимназии № 7 заканчивали обедать учащиеся младших классов. Четвероклассник Егор допивал напиток «Зорька», а его тарелка была чистой. Мальчик рассказал, что на обед давали котлету, картофельное пюре и свежий помидор. А еще он любит плов, блинчики и оладьи, которые бывают в меню.
– Прививать учащимся приверженность к здоровому питанию мы начинаем с первого класса, – отмечает заместитель директора гимназии по учебной работе Татьяна Старовойтова. – У нас есть интерактивное ЗОЖ-кафе «Семейное», где мы знакомим друг друга с блюдами, которые готовим в наших семьях. Главное условие – чтобы они были из категории правильного питания. Зовут к себе в гости учителя, семьи учеников. Я приглашала. Мы размещали на стенде свои, понравившиеся кому-то, рецепты. Стали делать тематические выставки ко Дню учителя, Дню матери. То есть предлагали блюда, которые можно приготовить маме, чтобы порадовать ее.
Для тех, кто не посещал до школы детский сад, запеканка была новым и непонятным блюдом. Что удивило учителей и поваров, когда первый раз вынесли ребятам блинчики: многие младшие школьники были просто ошарашены, что такое блюдо есть. Но пошли они на ура! Выставка, посвященная тыкве, тоже дала новую гастрономическую информацию. Дети пришли домой и предложили родителям сделать из нее вкусное и полезное блюдо.
В гимназии проводят день открытых дверей для родителей первоклассников и пятиклассников с обязательной дегустацией блюд в столовой – именно тех, которые есть в меню. Мамы и папы пробовали котлеты, запеканку или пельмени, которые готовят на «ВитМиле» исключительно по технологии для детского питания. Родительская оценка была: «Здоровские!»
К новому учебному году, как сообщила директор гимназии № 7 Наталья Данилова, на пищеблоке появились пищеварочный котел, новые столы для готовой мясной продукции из нержавеющей стали, протирочная машина, в предыдущем году – пароконвектор. Оборудование в пищеблоке современное. Практически все 1352 учащихся гимназии питаются здесь. 81 гимназист получает бесплатное питание: в зависимости от категории – одноразовое, двухразовое или трехразовое.
...Уборщики «генералят» зал и кухонные помещения, после чего всё готово принять следующую смену. Дежурные по столовой расставляют стаканы с напитком «Зорька» и ждут, когда повар прикатит тележку с горячей пищей, чтобы сервировать столы.