Автор: . Дата создания:

Быстро, удобно, комфортно, безопасно – эти понятия всегда были связаны с железнодорожным транспортом. О работе с пассажирами можно говорить лишь как об одном из направлений деятельности Витебского отделения Белорусской железной дороги. Сегодня оно также оказывает полный спектр услуг по перевозке, погрузке и выгрузке, складированию и хранению любых видов грузов, обладает современным оборудованием, позволяющим проводить техническое обслуживание и ремонт вагонов любой сложности. Кроме того, отделение является собственником внушительного парка автотранспорта и подъемных механизмов.

А начиналось все в сентябре далекого 1946 года. Именно тогда Приказом Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС) №652/ц в результате объединения служб движения и паровозного хозяйства были созданы Витебское и Полоцкое отделения. Начальником первого был назначен Н. А. Макаров, второго – И. С. Сорокин. В том же 1946 году приказом НКПС, в связи с реорганизацией Наркомата, Витебское отделение Западной железной дороги перешло в подчинение Министерства путей сообщения СССР.

Николаю Макарову не случайно доверили руководство новой структурой. Можно сказать, что вся судьба этого человека была неразрывно связана с развитием стальной магистрали. Родился Николай Акимович в 1905 году в семье железнодорожников. С мая 1923-го начал свою трудовую деятельность на станции Витебск, был техническим конторщиком, агентом передачи. Во время Великой Отечественной войны, вплоть до освобождения города в 1944-м, Николай Макаров работал на фронтовых участках железнодорожных линий в должностях начальника части движения Управления путей сообщения Западного фронта, начальника военно-эксплуатационного отделения №36 Ярославской железной дороги, начальника колонны паровозов особого резерва НКПС №3, начальника Витебской оперативной группы на подходах к Витебску. Так что к 1 октября 1946 года, когда Николай Акимович возглавил Витебское отделение, у него за плечами был огромный опыт, который помогал руководителю в дальнейшем. Вклад Николая Макарова в экономику страны не остался незамеченным. За выдающиеся заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства ему Указом Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден золотой медалью «Серп и Молот», дважды орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За доблестный труд» и трижды знаком «Почетному железнодорожнику», знаком «Ударнику Сталинского призыва», а в 1967 году было присвоено звание «Почетный гражданин города Витебска».

Немало преобразований произошло за те 20 лет, пока Николай Акимович руководил Витебским отделением дороги. В 1949 году оно было объединено с ранее самостоятельным Полоцким. Позже в связи со слиянием Калининской и Западной железных дорог, на основании постановления Совета Министров СССР №1263 от 14 мая 1953 года и приказа Министерства путей сообщения №80/ц от 15 мая 1953 года, Витебское отделение вошло в состав Калининской железной дороги. Затем отделение вместе с Калининской железной дорогой было присоединено к Белорусской железной дороге (приказ Министерства путей сообщения №45/ц от 16 августа 1957 года).

26 ноября 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Белорусская железная дорога была награждена орденом Ленина.

В начале 90-х Советского Союза не стало, а наша страна обрела суверенитет. Это, безусловно, отразилось на всех сферах жизни. В 1991 году Витебское отделение Белорусской ордена Ленина железной дороги из союзного подчинения перешло в собственность Республики Беларусь (согласно акту Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации №45 от 30.12.1991).

С первых дней своего существования Витебское отделение играет важную роль в развитии страны. Сейчас оно непрерывно удовлетворяет нужды народного хозяйства в перевозке грузов и пассажиров, при этом постоянно совершенствуясь. Витебское отделение Белорусской железной дороги насчитывает сегодня 48 станций, которые постепенно преображаются с учетом веяний времени. А главное богатство отделения, позволяющее уверенно достигать поставленных целей, – это слаженный трудовой коллектив, насчитывающий более 7,5 тысячи человек. В его сегодняшнюю успешную работу неоценимый вклад внесли прежние руководители: Николай Акимович Макаров (1946 – 1966), Андрей Григорьевич Андреев (1966 – 1969), Николай Лукич Ковша (1969 – 1985), Виктор Васильевич Халимоненко (1985 – 1990), Николай Харитонович Крылов (1990 – 2000), Сергей Евгеньевич Пахолкин (2000 – 2012), Павел Михайлович Чваньков (2012 – 2015), Алексей Евгеньевич Булкин (2015 – 2019). В настоящее время отделение возглавляет Александр Михайлович Хомченко, который, опираясь на заложенные предшественниками традиции, ведет коллектив к новым трудовым достижениям.

Руководитель УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» А. М. Хомченко, председатель Райпрофсожа В. Б. Адамович, председатель Совета ветеранов Витебского отделения дороги Н. Д. Есюченко благодарят работников отделения, ветеранов и молодежь за ответственность и самоотдачу, с которой они подходят к своей работе, за ежедневный напряженный и кропотливый труд! Желают им крепкого здоровья, благополучия, стабильности и процветания!

Фото предоставлено Витебским отделением БЖД