Автор: . Дата создания:

26 апреля 1986 года в 1.23 произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества — авария на Чернобыльской атомной электростанции. 39 лет отделяют нас от тех трагических событий, но социальные и экономические последствия ощущаются в Беларуси и сегодня. О том, что происходило тогда на загрязненных радиацией территориях и почему важно хранить память об участниках тех событий, корреспонденту «Витебских вестей» рассказали ликвидаторы аварии.

Ликвидаторами были все 

На момент катастрофы милиционеру 1-го взвода 1-й роты отдельного батальона патрульно-постовой службы Октябрьского района Витебска Юрию Матвееву было 23 года.

– Про аварию на ЧАЭС мы с коллегами впервые услышали 1 мая 1986-го при подготовке к праздничной демонстрации. В тот момент начался небольшой дождь, и учителя, уже владевшие информацией, стали прятать детей, опасаясь радиоактивных осадков, – вспоминает те события теперь уже подполковник, бывший замначальника управления охраны правопорядка, начальник отдела массовых мероприятий Юрий Матвеев.

Сразу после аварии в его подразделении начали формировать первую группу добровольцев для оказания помощи в отселении людей и охраны общественного порядка на зараженных территориях. Сержант Матвеев попал в третью по счету группу и находился в Чернобыльской зоне больше месяца: с июля по август 1986-го. Дома осталась супруга, которая ждала ребенка. На вопрос, как она восприняла его отъезд в опасную зону, Юрий ответил:

– Я был в погонах, это не обсуждалось. Тогда ликвидаторами были практически все военнослужащие, сотрудники внутренних войск, МВД и МЧС, призывались и гражданские, которых мы называли «партизанами». Две трети личного состава витебской милиции прошли Чернобыль.

Вместе с другом он попал в сводную роту, которой командовал старший лейтенант Николай Краснецкий из Минска. Витебские милиционеры сменили в «зоне» курсантов столичной высшей школы МВД СССР и расквартировались в кирпичном здании школы поселка Стреличево (Хойникский р-н Гомельской области). На тот момент населенный пункт считался чистым, но уже спустя несколько месяцев людей из него отселили.

Красивейшие деревни Гомельщины на сто и более домов с шикарными садами стояли пустыми. Местных жителей спешно вывозили на грузовиках, что явилось для них полной неожиданностью. Люди едва успевали захватить документы и надеялись, что смогут вернуться спустя время, но авария разделила их жизни на «до» и «после» и навсегда лишила возможности жить на малой родине. А жилье так и осталось пустовать со всем нажитым хозяевами добром.

Ликвидаторы ездили по загрязненной территории на бронированной машине химразведки, патрулировали оставленные деревни и поселки, охраняли дома от мародеров, дежурили на КПП, преграждая проезд в загрязненную местность. По ночам ходили с фонариками, прислушиваясь к шумам и шорохам.

– Некоторые старики тайком возвращались в свои дома, чтобы умереть на родине. Они жили без света, газа, продуктов. Мы частенько закрывали на это глаза и помогали чем могли. Подкармливали и прибившихся к нам брошенных кошек и собак, многие из которых сбивались в стаи с волками. Часто над нами пролетали стаи оставленных домашних гусей. А однажды во время дежурства на ферме мы услышали странные звуки – оказалось, на застолье собрались местные жители, чтобы навсегда попрощаться с родной деревней, – рассказал Юрий Матвеев.

За гражданский подвиг прямо в Чернобыльской зоне его отметили золотым знаком «Отличник милиции» МВД СССР, а в 2022-м он получил две памятные медали от МЧС и МВД. Сегодня ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в Беларуси приравнены к пострадавшим и не имеют льгот. Но Юрий объясняет это тем, что большинство населения Беларуси так или иначе участвовало в ликвидации последствий аварии, выполняя свой гражданский долг.

Чтобы не забыли 

Подполковник ВС СССР в отставке Вадим Кузьмин возглавляет Витебское отделение Белорусского республиканского общественного объединения ликвидаторов и инвалидов чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля», которое уже объединило 65 человек. В 1990 году он служил начальником политотдела так называемого Белорусского полка (в/ч 07288), который ликвидировал последствия аварии в непосредственной близости от Чернобыля. Полк занимался захоронением деревень и зараженной радиацией техники, тушением пожаров, доставкой продуктов, мытьем дорог от радиоактивной пыли.

За выполнение правительственного задания по ликвидации аварии на ЧАЭС Вадима Кузьмина наградили орденом III степени «За службу Родине в ВС СССР», высшей наградой комсомола – знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть» и отметили многочисленными благодарностями, а год непрерывного нахождения в Чернобыльской зоне ему засчитали за полтора.

С момента страшной трагедии миновало почти четыре десятка лет, и за это время многие ликвидаторы ушли из жизни. Поначалу всех их объединяла организация, которая впоследствии перестала существовать. А год назад в Минске с подачи МВД было создано Белорусское республиканское общественное объединение ликвидаторов и инвалидов чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля» и утверждена его геральдика. После того, как представители областных отделений объединения обратились к сенаторам с просьбой сохранить память о чернобыльцах-ликвидаторах и признать их заслуги перед страной, при Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси была создана рабочая группа, которая будет заниматься этим вопросом.

– Здоровье всех без исключения прошедших Чернобыль пострадало, но многие из них не признаны ликвидаторами и не имеют льгот. В большинстве городов Беларуси и бывшего СССР установлены памятники и памятные знаки ликвидаторам аварии на ЧАЭС, а в Витебске их нет. Хотелось бы к 40-летию чернобыльской трагедии собрать как можно больше сведений о ликвидаторах последствий аварии с Витебщины и увековечить их память. Решением этих вопросов я сегодня активно и занимаюсь, – отметил Вадим Николаевич.

По масштабам радиоактивного выброса и его долгосрочных последствий катастрофа на ЧАЭС затронула более 20 стран,но основной удар приняла Беларусь. 23 % ее площади подверглось долговременному загрязнению, около 35 % радиоактивных выпадений осели на нашей земле. Больше других пострадали Гомельщина, Могилевщина и Брестчина. На загрязненных территориях проживало 2,2 млн человек. Десятки тысяч наших соотечественников участвовали в ликвидации последствий ЧП, сегодня на Витебщине их осталось чуть более полутора тысяч.