Автор: . Дата создания:

Только в этом году у наших ближайших соседей, россиян, произошло несколько случаев падения кабин лифта. К сожалению, при этом пострадали люди. Всех шокировал случай, когда в элитном жилом комплексе Москвы «Алые паруса» из-за неисправности лифта погибла дочь известного ведущего Евгения Кочергина – Ирина Володина. У нас в стране подобных случаев, слава Богу, не зарегистрировано. И все же читателей интересует техническое состояние лифтов на Витебщине. Наш сегодняшний собеседник – главный госинспектор Витебского областного управления Госпромнадзора Василий Хритоненко (на фото). Именно это ведомство следит за состоянием промышленной безопасности на предприятиях области, где эксплуатируются подъемные сооружения.

 

Василий Владимирович, что входит в круг обязанностей работников Госпромнадзора?

– В области около 900 предприятий и организаций эксплуатируют 6 089 подъемных сооружений, в том числе 1 569 грузоподъемных кранов, 4 485 лифтов, 2 строительных грузопассажирских подъемника, 10 эскалаторов и 23 аттракциона. Несмотря на принимаемые меры, при использовании оборудования допускаются нарушения. Это свидетельствует о слабом контроле со стороны руководителей и специалистов, которые по долгу своей службы обязаны обеспечить без­опасные условия труда для подчиненных и организовать надлежащую эксплуатацию подъем-ных сооружений.

К примеру, выданные предписания о выявленных нами нарушениях не выполняются в установленные сроки, не всегда своевременно проводятся техническое диагностирование и техническое освидетельствование оборудования. И уж никуда не годится, если оборудование эксплуатируется с неисправными приборами безопасности.

За 2015 год наши сотрудники побывали в 182 организациях, где обследовали 1 523 лифта, крана и других грузоподъемных механизма. Работу 84 из них пришлось приостановить, чтобы устранить выявленные нарушения, а 146 были выведены по предписанию инспекторов из эксплуатации. Следует отметить, что 112 человек, ответственных за безопасное функционирование механизмов, были оштрафованы.

В прошлом году в Беларуси были два случая падения башенных кранов. В каком техническом состоянии в целом находятся подъемные сооружения на Витебщине?

– В области имеется тенденция роста количества технических устройств, отработавших нормативные сроки службы. Вместо замены, как правило, проводятся ремонтно-профилактические работы, техническое диагностирование оборудования, таким образом, продлевается срок его эксплуатации. Из всех грузоподъемных кранов, зарегистрированных в области, отработали нормативный срок 1 277 (81,4%). Это в первую очередь касается СРУП «Витебский домостроительный комбинат», ОАО «Керамика», «Доломит», «Строительный трест №9», «Новополоцкжелезобетон», «СМТ №16 г. Новополоцк», «Оршанский строительный трест №18». Аналогичная ситуация в ОАО «Визас», «Вистан», «Оршанский станкостроительный завод «Крас-ный борец». И в ближайшее время планом технического перевооружения здесь не предусмотрена замена грузоподъемных кранов. Не решается проблема приобретения новых кранов козлового типа в ОАО «Витебсклес» и мостовых кранов в ОАО «Витебскдрев» концерна «Беллесбумпром».

И все же наших читателей, прежде всего, интересует состояние лифтов в домах.

– В области жилищно-коммунальными хозяйствами эксплуатируется 3 878 пассажирских лифтов, из них 1 475 (38%) отработали нормативный срок службы. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» 011/2011 лифты, введенные в эксплуатацию до 15 февраля 2013-го и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями в период, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу данного регламента. Всего на Витебщине к 2020 году подлежат замене или модернизации 1 444 лифта жилищного фонда, что составляет в среднем 206 единиц в год.

Существуют ежегодные планы замены лифтов, однако они не выполняются. Так, с 2013-го по 2015-й на Витебщине заменено всего 98 пассажирских кабин. К примеру, в учреждениях здравоохранения Придвинья эксплуатируется 242 лифта, из них 93 (38%) отработали нормативный срок службы. Здесь замена производится при реконструкции зданий. Тем не менее, обследовав за 2015 год в учреждениях, подведомственных управлению здравоохранения области, 87 лифтов, мы выявили ряд грубых нарушений: где-то износились контакты реле или тормозные накладки, а то и вовсе нет лифтера. Кое-где стоят без запора машинные помещения и подходы к ним не освещены, а где-то своевременно не проведены техническое диагностирование и освидетельствование лифтов. Пользуясь случаем, еще раз хочу напомнить, что к техническому состоянию грузоподъемных механизмов нужно относиться очень серьезно – высота ошибок не прощает.

Фото Антона Степанищева