Что говорит закон
В прошлом году ИМНС РБ по Витебской области с целью мониторинга ситуации с репетиционными услугами провело анонимное анкетирование 350 первокурсников ВГТУ и ВГУ имени П. Машерова. Выяснилось, что 35% вчерашних школьников при подготовке к ЦТ обращались к репетиторам. Три четверти из них – подрабатывающие учителя школ и гимназий. Согласно опросу средняя стоимость часового занятия составляла 50 тысяч рублей. Хотя академическим часом дело не ограничивается. Обычно одно посещение репетитора длится от полутора до двух часов, и за это сейчас платят 10 долларов или евро. С учетом того, что занятия чаще всего проходят несколько раз в неделю и по разным предметам, суммы выходят немалые.
По словам начальника отдела налогообложения индивидуальных пре дпринимателей ИМНС РБ по Витебской области Сергея Богдана, в связи с упрощением уплаты налогов и активной информационной работой налоговых органов все больше репетиторов сейчас выходит из тени. Например, если в первом полугодии 2013 года в области такие услуги оказывали 277 физических лиц, то в начале этого – 338. Еще около сотни зарегистрированы в качестве ИП. Сегодня приобрести официальный статус репетитора несложно. Достаточно в качестве физического лица уведомить налоговую инспекцию о желании заниматься данным видом деятельности и уплатить за месяц вперед налог – от 140 до 200 тысяч рублей (в зависимости от населенного пункта). При этом Сергей Богдан обращает внимание, что согласно законодательству репетиторство – это консультативные услуги по отдельным учебным предметам, дисциплинам, областям знаний, в том числе подготовка к ЦТ.
– Но это не обучение, – подчеркивает специалист, – а лишь оказание помощи. Если же имеет место не только консультирование, но и образовательные услуги, написание различных видов работ по предметам, то необходима регистрация в качестве ИП или юридического лица.
В таком статусе ответственности больше – необходима государственная регистрация, ведение отчетной и финансовой документации и так далее. Суммы налогов здесь уже зависят от величины получаемых доходов. С другой стороны, работая нелегально, преподаватели (физические лица) рискуют получить штраф до 5 базовых величин, а если их деятельность будет приравнена к предпринимательской, санкции намного существеннее. Да и официально рекламировать свои услуги не получится.
Нужна мотивация
Начальник отдела общеобразовательной подготовки управления образования облисполкома Василий Горбальсчитает что спрос на репетиторов связан, скорее с психологией родителей, чем со слабыми возможностями учебных заведений.
– К сожалению, многие родители до сих пор считают, что репетиторы, которым они платят деньги, обладают большими знаниями, чем школьные учителя, лучше готовят к ЦТ, – отмечает он. – Но это заблуждение, кроме того, многие репетиторы – наши же педагоги. Сегодня не надо искать помощников на стороне. В школах и гимназиях созданы все условия для оказания дополнительных платных услуг, которые, к слову, и стоят на порядок меньше. При необходимости даже организуются межшкольные факультативы: дети занимаются у известных и востребованных педагогов. Выбор дополнительных платных услуг огромен. Главное здесь – мотивация самих школьников.
Действительно, сейчас во всех учебных заведениях можно дополнительно изучать предметы на повышенном уровне сверх часов, установленных учебными планами: через репетиторство, индивидуальные занятия, кружки и объединения по интересам.
Но не все так просто. В школьном понимании, например, репетиторство – это малокомплектная группа до пяти человек, собирающаяся раз в неделю (плата за месяц – 78 тысяч рублей). Сформировать пусть и небольшую, но группу с одинаковым уровнем знаний учителям сложно. Дополнительные занятия тоже недорогие, но их посещают не менее 10 человек. Платные индивидуальные занятия в школах тоже практикуются, но нечасто, и стоимость часа достигает почти 70 тысяч рублей.
Заместитель директора по учебной работе средней школы №28 Витебска Ольга Шпанькова считает, что репетиторы будут присутствовать на рынке образовательных услуг.
– Есть дети, которые в силу своих психических особенностей и теоретической подготовки более эффективно занимаются индивидуально, – считает она. – К тому же деньги, которые платят родители репетиторам, зачастую являются эффективным стимулом для абитуриентов. Мол, раз заплатили – буду учиться.
По словам Ольги Шпаньковой, школа не должна готовить к централизованному тестированию.
– Наша задача – выполнить государственную образовательную программу, создать условия для усвоения программного материала и адекватно оценить приобретенные знания и умения, – говорит она. – Тестирование – своеобразный фильтр, который позволяет отсеивать учащихся с недостаточной общей подготовкой.
Похожая точка зрения у заместителя директора по учебной работе гимназии №8 Витебска Натальи Никифоровой. По ее мнению, в большинстве случаев, чтобы покорить престижный вуз, необходимо учиться в специальных учебных заведениях, где часов по ряду предметов больше, есть профилизация, налажены связи с вузами и, по возможности, не отказываться от услуг репетиторов.
– Дело в том, что на ЦТ абитуриенту требуется продемонстрировать обобщенные знания, знать программу 5-11-х классов, – подчеркивает она. – Учеников, способных самостоятельно систематизировать все это, очень мало.
Терпение и труд
Учителя школ, с которыми удалось пообщаться, по секрету признаются, что время от времени подтягивают некоторых своих учеников или детей друзей-знакомых по предметам, кто-то готовит и к ЦТ. Конечно, не бесплатно. Официально оформляются немногие, так как занимаются этим не постоянно, да и доходы невелики. А вот дополнительные платные услуги в школе учителя оказывают без особого энтузиазма, и многие, имеющие подработки в виде репетиторства, стараются от них отказаться. Дело в том, что час работы педагога в этом случае стоит всего 27-28 тысяч рублей. Но подготовка к занятиям требует значительных сил, да и такие уроки ставятся вне учебного расписания, и если школы занимаются в две смены, учителям приходится ждать детей до позднего вечера. В то же время педагоги утверждают, что всегда готовы дополнительно проконсультировать учеников, подобрать литературу, советуют они не игнорировать и факультативы. Их общее мнение таково: школьных знаний вполне достаточно, чтобы выполнить задания ЦТ на 60 и даже 70 процентов, ну а больше – зависит от усердия ученика.
Репетиторы, в свою очередь, убеждены, что их труд будет востребован, а ближе к ЦТ спрос только растет. Дело в том, что тестовые задания по таким предметам, как биология, химия или физика, слишком сложны, чтобы даже абитуриент-отличник смог с ними справиться самостоятельно.
Впрочем, сейчас особого смысла тратить деньги на репетиторов уже нет: за пару месяцев систематизировать знания вряд ли получится. В идеале педагоги советуют начинать дополнительные занятия с 10-го класса и без спешки – не чаще одного раза в неделю.
Интересно, что нынешние выпускники, с которыми я поговорил, прекрасно умеют считать родительские деньги и неплохо оценивают свои возможности. Многие четко знают, чего ждут от жизни и куда будут поступать. И здесь все средства хороши: и факультативы, и репетиторы, и самоподготовка. Не зря говорят: тот, кто хочет, ищет пути, а кто не хочет – причины.