Автор: . Дата создания:

Многие годы контроль территории Палестины, а также владение Иерусалимом оспаривается арабами и евреями. Где истоки конфликта и почему не получается его мирно урегулировать?

Корни противостояния 

Современному миру присущи серьезные проблемы и вызовы. Не могут не волновать глобальные угрозы безопасности: терроризм, кибератаки, распространение ядерного оружия, искусственно созданные пандемии. Но немалую опасность представляют и региональные конфликты, которые стали особо подсвечивать притязания на реализацию повестки глобалистов. Такие очаги напряженности отрабатываются на территориях Ближнего Востока и Украины.

В последнее время обострился давний арабо-израильский (или, более точно, палестино-израильский) конфликт. Анализируя его предпосылки, большинство современных исследователей, как правило, говорят о 1947 – 1949 годах (резолюция № 181 Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашение государства Израиль и первая арабо-израильская война). Иногда упоминается более ранний период – распад Османской империи по итогам Первой мировой войны и установление в начале 1920-х годов над Палестиной Британского мандата (внешнего управления).

Однако корни противостояния уходят намного глубже.

Что говорят археология и генетика? 

Современный арабский язык и иврит относятся к одной семитской языковой семье. Кроме того, генетические исследования останков из древних погребений на территории Израиля показывают, что и современные израильтяне, и арабы являются носителями ДНК так называемых хананеев – группы народностей семитского происхождения, населявших Месопотамию и Левант по меньшей мере уже в III тысячелетии до н. э. Всё это подтверждает бытующую в первую очередь у арабов и зачастую отрицаемую израильтянами теорию об общем происхождении и о том, что арабы и евреи являются «двоюродными братьями». К слову, в арабских источниках говорится о происхождении арабов от Ишмаэля, первого сына Авраама, а евреи в соответствии с Торой ведут свою линию от второго сына Авраама, Ицхака. Причем если расценивать Ветхий Завет как исторический источник, то период расхождения двух братских народов – как раз II тысячелетие до н. э.

Впрочем, в отличие от народа Израиля, скрупулезно фиксировавшего свою родословную, ишмаэлиты, очевидно, активно ассимилировались с прочими племенами региона, в том числе пришедшими со стороны Средиземного моря филистимлянами. Территория Ханаана («Земля хананеев») в середине II тысячелетия до н. э. получила наименование Плиштим (буквально «земля вторгшихся», филистимлян). Постепенно топоним трансформировался в название Палестина.

Во время археологических раскопок в Иерусалиме в 2009 году были обнаружены защитные сооружения достаточно высокого инженерного уровня, которые по самым скромным предположениям датируются XVII веком до
н. э., а в целом древние поселения появились на данной территории еще на полторы тысячи лет раньше. Какие народности проживали здесь изначально, сложно сказать, но в XIII веке до н. э. городом владела хананейская народность иевусеев. А происхождение названия Иерусалима, по одной из наиболее аргументированных версий, – сочетание слов «Йеру» (древнеевр. «иарах» – «основание, фундамент, поселение») и «Шалимму» (древнесемитское божество вечерней зари и благополучия), то есть дословно «основанный Шалимму». По иронии судьбы, по версии, которой придерживается большинство израильтян, Иерусалим – «город мира» («шалом» (ивр.) – «мир»).

Еврейские племена овладели Иерусалимом на рубеже XI – X веков до н. э. – так принято считать на основе библейских исторических преданий. Далее город завоевывали вавилоняне, затем персы. В конце IV века до н. э. он вошел в состав империи Александра Македонского. Во II веке до н. э. после изгнания греков территорией владела Хасмонейская еврейская династия, во второй половине I века до н. э. Иерусалим оказался в составе провинции Иудея Римской Империи.

В историческом контексте важна борьба иудеев за независимость от Рима в I – II веках н. э. Ряд народных восстаний на территории нынешней Палестины был жестко подавлен римскими легионами и сопровождался массовыми депортациями коренного населения. Отсюда можно начинать отсчет формирования крупных диаспор евреев на территории Европы.

После падения Рима Палестина находилась под контролем Византии. В VII веке сюда пришли арабы-мусульмане, с конца XI века территорию контролировали крестоносцы. Затем наступил период мусульманских династий. Почти четыре столетия Палестина подчинялась Османской империи, пока в ХХ веке на смену ей не пришла британская мандатная власть.

Возрождение еврейского государства 

Среди европейских диаспор евреев в XIX веке активно развивалась идея возрождения еврейского национального государства. Британский мандат над Палестиной включал так называемую Декларацию Бальфура, где фактически официально подтверждалось, что британское правительство поддерживает формирование государства евреев на территории Палестины. Так началось «собирание рассеянной нации» на «земле Сиона и Иерусалима».

Палестина никогда не была «землей без народа», тем более в 1920-е годы. Но если лидерами иудейских диаспор в Европе и Северной Америке ставился вопрос о местоположении еврейского государства на «земле обетованной», если акцент делался на «исключительности» евреев, определявшейся тем, что «ни один народ в истории не перенес столько страданий», то постановка проблем любой другой этнической группой идеологически отвергалась. Давид Бен-Гурион говорил о «еврейском народе» и «арабской общине»; Голда Меир утверждала: «В Палестине нет такого народа, как палестинцы».

Воскрешение иудейского государства включало основание первого современного еврейского города – Тель-Авива, создание кибуцев и мошавов (сельскохозяйственных коммун и кооперативов), отказ принимать арабских рабочих в обеспечивающий «национальное единство» и контролировавший все стороны жизни Гистадрут (Всеобщая федерация трудящихся), а также построение основанной на националистической идеологии системы образования.

Параллельно формировался национализм арабский. Аль-Кудс (Иерусалим) назывался первым (до Мекки) святым местом мусульман. При этом арабские националисты в отличие от иудейских были далеки от идеи национальной исключительности и не выбрасывали иудеев из числа жителей «арабского Отечества». Впрочем, немусульманские народности не должны были принимать прямого участия в исполнительной и духовной власти.

Арабские волнения в подмандатной Британии Палестине 1921, 1929 и 1936 – 1939 гг. отчетливо выявили невозможность компромисса между руководством еврейской общины и мусульманскими религиозными лидерами Палестины. Собственно говоря, Лондон стремился трансформировать мандат на управление в окончательное присоединение территории Палестины к своим владениям на арабском Востоке. По этой причине английское правительство, принимая на себя обязательство содействовать формированию «еврейского национального очага», рассчитывало уклониться от данного ранее арабским союзникам обещания о создании арабского независимого государства, включавшего всю Палестину. Руководствуясь традиционным принципом «разделяй и властвуй», британские политики предполагали отвести колониальной администрации роль арбитра в предугадывавшемся национальном и религиозном конфликте между прибывавшими еврейскими поселенцами и коренными арабскими жителями страны. Этой же логике следует и осуществленный Англией в одностороннем порядке раздел Палестины, когда была сформирована Трансиордания (ныне Иордания) как особый арабский эмират, подчиненный британскому Верховному комиссару в Палестине.

Две страны и борьба за Иерусалим 

После Второй мировой войны международное сообщество пришло к консенсусу о необходимости сформировать в Палестине еврейское и арабское государства. Решение было принято 29 ноября 1947 года. Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание двух стран на Западном берегу реки Иордан, а также интернациональной зоны Иерусалима (резолюция № 181). За раздел Палестины проголосовало 33 государства (в том числе Франция, США и Советский Союз), против – 13, воздержалось – 10 (среди них Великобритания).

Иерусалим должен был стать городом со специальным международным режимом, обязанности по обеспечению которого ООН возлагала на находящийся в ее ведении Совет по опеке. Границы населенного пункта включали анклав, занимавший около 1 % площади всей подмандатной Палестины. Однако резолюция № 181 так и осталась на бумаге. Арабские страны ее не признали, а израильское правительство настаивало на включении еврейских кварталов Иерусалима в состав своей страны.

В результате боевых действий между враждующими сторонами город оказался разделенным. Восточный Иерусалим (27 % территории), включая большую часть святых мест, перешел под управление Иордании, а западная часть (73 %) контролировалась Израилем. Сложившееся по результатам первой арабо-израильской войны положение было закреплено в иордано-израильском соглашении о перемирии от 3 апреля 1948 года. Но сразу после принятия Израиля в члены ООН в мае 1949 года его правительство в категоричной форме бойкотировало все решения международного сообщества по Иерусалиму, в том числе и те, которые поддерживались им прежде.

Эскалация агрессии 

Арабское население Палестины активизировалось в 1950-е годы. В 1964-м по решению Лиги Арабских Государств сформирована Организация освобождения Палестины (ООП). Ее исходные посылы не были террористическими. Они опирались на борьбу с «сионизмом – элементом колониализма». Палестинская национальная хартия (в редакциях 1964 и 1968 гг.) включала в «палестинский народ» и «иудеев, мирно и законно проживавших в Палестине». К сожалению, националистически настроенное арабское население стало использовать не только мирные методы борьбы.

Импульсом к эскалации агрессии послужила так называемая шестидневная война. В 1967 году при неофициальной поддержке США и Великобритании Израиль провел военную операцию, где ему противостояла коалиция арабских государств (Египет, Иордания, Сирия и Ирак), в результате которой были присоединены Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Совбез ООН осудил эту аннексию, однако под давлением США она в конечном итоге была признана международным сообществом. Израиль получил контроль над территориями, по площади в 3,5 раза превышавшими его размеры до начала операции. В результате войны весь Восточный Иерусалим также отошел к Израилю.

В качестве ответа на аннексию радикально настроенные ответвления ООП осуществили серию террористических актов (например, угоны израильских пассажирских самолетов в 1968 – 1972 гг.). Советский Союз в арабо-израильских войнах последовательно поддерживал арабов. В 1967 году он разорвал дипломатические отношения с Израилем. Этот акт дал США определенные геополитические преимущества в качестве посредника в конфликте. Именно благодаря содействию американской администрации 26 марта 1979 года в Вашингтоне был подписан мирный договор между Израилем и Египтом.

Попытки мирного урегулирования 

Восстановление в 1991 году СССР дипломатических отношений с Израилем позволило России официально включиться в мирный процесс в регионе. Одной из самых масштабных конференций по урегулированию ближневосточного конфликта принято считать Мадридскую, которая проходила с 30 октября по 1 ноября 1991 года. Организаторами стали Советский Союз и Соединенные Штаты Америки. Усилия были направлены на то, чтобы другие арабские страны последовали примеру Египта и подписали мирные договоры с Израилем. Также стороны конфликта должны были выполнить требования резолюций Совета Безопасности № 242 от 22 ноября 1967 г. и № 338 от 22 октября 1973 г., предусматривающие освобождение Израилем всех оккупированных им с 1967-го арабских территорий и право всех государств региона на независимое существование в пределах признанных границ («мир в обмен на землю»), обеспечение законных прав палестинского народа, достижение безопасности и мира.

К сожалению, реальных практических результатов конференция не дала. Более того, период конца ХХ – начала XXI вв. ознаменовался активизацией террористической деятельности радикально настроенных политических движений Палестины (ФАТХ, ХАМАС). Эти действия служат для Израиля оправданием оккупации арабских территорий, проведения контртеррористических и военных операций, причем правительство страны ощущает действенную финансовую, геополитическую и военную поддержку со стороны главного союзника – США.

Среди более поздних попыток «усадить» соперников за стол переговоров – 19-й саммит представителей Лиги арабских государств (ЛАГ), состоявшийся 28 – 29 марта 2007 года в Эр-Рияде. На нем была одобрена саудовская мирная инициатива, определяющая условия израильско-палестинского урегулирования. Руководство Израиля отметило, что там «имеются положительные моменты наряду с проблематичными пунктами». В частности, еврейское государство категорически отвергло право на возвращение в Иерусалим палестинских беженцев.

В целом даже умеренные политики, ведущие переговоры, воспринимают эвентуальный раздел Палестины как заведомо несправедливый. Но альтернативные предложения заводят ситуацию в полный тупик. Так, в палестинской среде, да и не только в ней, все большее внимание привлекает вариант создания одного государства для двух народов – идея, абсолютно неприемлемая для Израиля. Дело в том, что и Палестина, и Израиль строятся на этно-религиозной основе, что означает неприятие доминирования иной этно-религиозной группы, даже при слишком большой ее численности.

Главные проблемы 

В конечном итоге разрешение арабо-израильского конфликта упирается в целый комплекс культурно-исторических, экономических и геостратегических проблем.

Одна из самых острых – территория. Так сложилось, что практически каждый клочок палестинской земли представляет собой историческую, религиозную и духовную ценность как для одного, так и для другого народа. Многие территории из-за расположенных на них религиозных реликвий ни одна из сторон просто не может отдать другой. Например, одно из самых священных мест для мусульман – мечеть Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме, откуда, по преданию, пророк Мухаммед вознесся на небо. А расположенная рядом Стена Плача – фундаментальная для религии иудеев. И подобных примеров десятки.

Помимо этого, с территориями связаны такие немаловажные для человека Ближнего Востока понятия, как честь и гордость. Причем это актуально как для простых людей, так и для политической элиты. Особо описанные выше аспекты обострились после шестидневной войны 1967 года. После ее событий главы арабских стран на конференции в столице Судана Хартуме заявили, что пока захваченные земли не будут возвращены, они отвечают тремя «нет» Израилю: «Нет миру, нет признанию, нет переговорам».

Вторая острейшая проблема связана со статусом Иерусалима. Город является святыней трех религий: иудаизма, мусульманства и христианства. И для каждой он является одним из самых святых мест. Известный палестинский лидер Ясир Арафат заявил как-то: «Тот, кто уступит хотя бы дюйм Иерусалима, не является ни арабом, ни мусульманином». В свою очередь, одна из еврейских молитв гласит: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет (меня) десница моя». Город важен и со стратегической точки зрения, так как позволяет контролировать центральный горный хребет, а также Иорданскую долину к востоку и средиземноморское побережье к западу. В ходе арабо-израильского конфликта Иерусалим неоднократно пытались разделить, но до сих пор окончательного решения по этому вопросу достичь не удалось. Сегодня как Израиль, так и Палестинская автономия официально считают город своей столицей, не признавая такого права за другой стороной.

Третьей проблемой являются водные ресурсы. На Ближнем Востоке они имеют огромную ценность. Поставка воды – вопрос жизни и смерти для любого государства региона. В Палестине на протяжении многих лет наблюдается ее дефицит. И с каждым годом это все более заметно, так как население продолжает расти. Основные источники —подземные воды, прибрежные и горные водоносные слои, река Иордан, озеро Кинерет и река Ярмук. Практически все они находятся в совместном пользовании арабов и евреев и разделены по договоренностям на пропорциональную добычу воды. Несмотря на это, постоянно возникают споры, кому водные ресурсы нужнее и кто сколько должен их добывать. Очень тесно данный вопрос связан с территориями. Например, контроль над Голанскими высотами – это контроль над значительной частью водных ресурсов. По оценкам экспертов, до трети потребляемой в Израиле воды поступает именно оттуда.

 * * * 

Международное вмешательство преследует конфликт от его начала до сегодняшних дней. Когда-то это был плацдарм обеспечения регионального влияния со стороны Британской империи, затем – арена борьбы между СССР и США. А сегодня коллективный Запад использует противоречия между израильтянами и палестинцами, а также более широко – между израильтянами и арабским миром – в угоду реализации своей стратегии поддержания постоянной напряженности в регионе. Яркий пример – решение администрации президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и сегодняшняя позиция по вооруженному конфликту в целом.