Автор: . Дата создания:

В здании областного ГАИ в Витебске в небольшом помещении с символическим номером 13 ежедневно кипят такие страсти, что впору писать сценарии для мелодрам и мыльных опер. Именно в кабинете административной комиссии, как его называют в народе, решается участь водителей и пешеходов, нарушивших Правила дорожного движения.

 Административная комиссия работает ежедневно, за исключением воскресенья. Но все равно сюда не зарастает народная тропа. Каждый день трое должностных лиц межрайонного отдела ГАИ облисполкома во главе с его начальником Александром Степановым рассматривают административные дела в отношении 60-70 нарушителей ПДД. Нагрузка огромная, ведь через комиссию проходят в том числе попавшиеся на вождении в нетрезвом виде. Причем с каждым человеком нужно разобраться, вникнуть в историю инцидента. Как справляются сотрудники ГАИ, не превращая административный процесс в конвейер?

Людей, конечно, очень много, но внимание стараемся уделить всем, – говорит Александр Степанов. – Сотрудники у нас опытные, наметанный глаз сразу выделяет грубые нарушения, которые требуют дополнительного изучения ситуации, детального исследования документов. Особенно если это касается вождения в нетрезвом виде, санкции за которое очень суровы. В то же время на комиссии оказывается множество людей, совершивших незначительные проступки. Это неудобно для всех, но таков закон.

Дело в том, что инспектор ГАИ не имеет права на месте совершения правонарушения после составления административного протокола наложить взыскание, в том числе предупреждение. Даже в случае согласия с нарушением ПДД возможно только постановление о вынесении административного взыскания с оплатой штрафа на месте. То есть если нарушитель не согласен с инспектором или не может оплатить штраф на месте, он автоматически оказывается на комиссии.

Дверь в кабинет №13 не успевает закрываться. Один за другим заходят мужчины. Среди них парень, перебежавший дорогу на красный свет, мужчина средних лет – любитель телефонных разговоров за рулем, водитель, «забывший» пристегнуть ремень безопасности. В таких случаях процедура рассмотрения дела достаточно проста: после пояснений нарушителя должностное лицо ГАИ составляет административный протокол, который  подписывается, затем необходимо оплатить штраф и забрать водительские документы. Больше всего бумажной работы при этом у милиционеров. По их признанию, приходится заполнять столько документов, что гелевого стержня порой хватает только на один день.

Но вот в кабинет заходит пожилая женщина. Несколько дней назад пенсионерка перешла дорогу на красный сигнал светофора. Оплатить штраф на месте отказалась, а пришла добиваться, как она заявила, правды в Госавтоинспекцию. Главная просьба – не штрафовать, а только предупредить. Но ей все же назначают штраф в 1 БВ. Пенсионерка в шоке срывается на крик.

Ну и что, если я перешла дорогу на красный свет, машин же не было! – возмущается она. – Разве что-то случилось? А как мне теперь платить этот штраф с мизерной пенсии, да еще помогая внучке, которая учится платно?

Сотрудники милиции, конечно, пытаются объяснить ей, что факт нарушения налицо и наказание вынесено справедливо. В конце концов женщина хлопает дверью, пообещав жаловаться. Что ж, это ее право. Оспорить решение административной комиссии можно в течение десяти дней у начальника ГАИ и его заместителей или через суд.

У нас есть «принципиальные» нарушители, которые, оспаривая минимальный штраф, например, за непристегнутый ремень, доходят до Верховного Суда, – рассказывает заместитель начальника межрайонного отдела ГАИ Алексей Шкуратов. – Некоторые при этом идут даже на фальсификацию. Как-то на комиссию пришел водитель, наказанный за проезд на запрещающий сигнал светофора. Принес запись с видеорегистратора: на нем он едет на «зеленый», но вот момент остановки милиционером аппаратура почему-то не зафиксировала. Оказалось, нарушитель смонтировал запись: снова проехал в том же месте и примерно в такое же время, но уже на зеленый сигнал, изменил настройки даты в регистраторе и представил это как доказательство своей невиновности. Не помогло.

Неудивительно, что с недавних пор все витебские сотрудники ГАИ, заступающие на дежурство, вооружены переносными видеорегистраторами «Дозор», которые крепятся на одежде, а в служебных машинах установлены стационарные видеоприборы. По словам Александра Степанова, техоснащение несколько уменьшило количество спорных ситуаций на дорогах. Особенно это касается «нервных» водителей, которые, например, принципиально отказываются выходить из машины для объяснений, не желают садиться в служебный автомобиль для ведения административного процесса. А потом обвиняют инспекторов во всех грехах.

 – К сожалению, сотрудники ГАИ иногда вынуждены применять физическую силу,  – говорит Александр Евгеньевич. – Некоторые граждане попросту игнорируют людей в форме, провоцируют их. Хотя стоит понимать, что согласно законодательству во время ведения административного процесса свобода нарушителя действительно ограничена, он должен подчиняться требованиям сотрудника ГАИ. В противном случае грозит еще одна статья КоАП за неповиновение, предусматривающая санкции: штраф или арест.

Тем временем в кабинет заходит парень лет 18, учащийся одного из витебских колледжей. Едва сошел снег, а он уже умудрился расчехлить свой старенький мотоцикл «Минск» и устроить кучу неприятностей. Попался на глаза наряду милиции, когда в пьяном виде пытался в центре города справить нужду, а затем хотел скрыться, оседлав байк.

В чем дело? Права ведь только получил... – интересуется Алексей Шкуратов.

Вас это не касается! – ухмыляется нарушитель. – Ничего объяснять не буду. Что было, то было.

И как итог – штраф в 95 БВ (около 20 млн рублей), лишение прав на три года и арест мотоцикла до оплаты взыскания. Остается надеяться, что суровое наказание заставит молодого человека переосмыслить свое поведение. 

По словам сотрудников ГАИ, с пьяными водителями сейчас не церемонятся. Бывали случаи, когда составляли сразу по шесть административных протоколов, штрафы достигали 180 БВ (37,8 млн), автолюбителей лишали прав на пять лет. Затем в рамках уголовного производства конфисковывался транспорт.

Эти нарушители всегда рассматриваются на административной комиссии. Также это касается тех, кто создает на дороге аварийную обстановку, игнорирует спецтранспорт, не останавливается по требованию сотрудников ГАИ и так далее (сюда относятся все нарушения, за которые можно остаться без водительского удостоверения).   

Штрафы, лишения прав, но ни одного предупреждения, хотя некоторые нарушения это предполагают. Почему?

При определении санкции учитывается все: от списка противоправных деяний до семейного положения, – объяснил Александр Степанов. – Размер штрафа будет значительно меньше, если есть согласие с фактом нарушения. Тогда возможно и предупреждение. Но, как показывает практика, этот вид наказания эффективен лишь в редких случаях действительно чистосердечного раскаяния.

…Между тем в кабинет №13 люди все заходили и заходили. У каждого своя правда, но закон есть закон, и Правил дорожного движения никто не отменял. 

Фото Александра КУТЫНКО.