В Селютском психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов в Витебском районе открыли школьный кабинет.
Прочитать по слогам «ма-ма», решить пример «2+2», рассказать, как следует одеться в дождливую погоду, – задания, справиться с которыми по силам даже первоклашке. Но некоторым людям учиться этим простым вещам приходится уже в зрелом возрасте…
– Саша молодец! Ему легко дается математика, он и в технике, компьютерах прекрасно разбирается. Старается и на уроках письма, – рассказывает об успехах своего 38-летнего ученика инструктор по трудовой терапии, педагог центра обучения и развития, открывшегося в этом году в Селютском доме-интернате, Татьяна Денисова. В доказательство она демонстрирует тетрадку, где довольно красивым ровным почерком исписано несколько страниц.
Возможность получить хотя бы минимальные знания, необходимые для самостоятельной жизни, у подопечных Татьяны Петровны появилась благодаря тому, что социальное учреждение в Витебском районе стало участником проекта Международного общественного объединения «Голос сердца».
В результате в доме-интернате оборудовали школьный кабинет. Все – от компьютера, мебели до тетрадей, учебных и наглядных пособий – предоставлено в рамках этого сотрудничества. Учеников среди проживающих в доме-интернате немного – всего 10 человек. Причем пятеро из них до начала занятий не умели ни читать, ни считать, хотя по оценкам специалистов и состоянию здоровья они способны освоить необходимые азы.
Разумеется, образовательная программа для данной категории «школьников» особенная, разработана с учетом их психофизических возможностей и потребностей в обучении. Занятия проводятся 4 раза в неделю, уроки, как и в обычной школе, по 45 минут, а в расписании всего пять предметов. Самостоятельности в быту здесь обучают с помощью пособия-путеводителя «Уютный дом и мое место в нем».
«Азбука для взрослых» и «Практическая математика» разработаны специально для обучения грамоте, счету и развития логики у учеников категории «18+» с интеллектуальной недостаточностью. Разобраться в себе, чувствах, контролировать поведение в различных жизненных ситуациях помогают уроки «Эмоциональный мир человека». Но, пожалуй, самым любимыми, причем не только у новоиспеченных «школьников», заполняющих пробелы в своем образовании, у большинства проживающих в доме-интернате стала дисциплина «Человек и мир».
Занятия проводятся в разнообразных формах: от видеоэкскурсий до мультимедийных презентаций. Традиционно на таких уроках проживающие обсуждают актуальные события регионального, республиканского и мирового уровня, самые активные готовят небольшие выступления.
– Главная цель, которую мы преследовали, участвуя в проекте, – это дать нашим постояльцам шанс на развитие, расширение кругозора, – говорит директор дома-интерната Владимир Мотин. – Мы хотим, чтобы они не чувствовали изоляцию от общества, а ощущали себя полноценными его членами, интегрировались в социум, ведь у многих из них есть реальная возможность восстановить дееспособность и вернуться к самостоятельной жизни.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.