Автор: . Дата создания:

По мере очередного ослабления курса российского рубля все больше наших соотечественников собираются за покупками в автосалоны РФ. А в Беларуси в последнее полугодие наблюдается небывалый рост продаж новых машин. Как себя чувствует отечественный авторынок в это непростое для экономики нашей страны время, выяснял корреспондент «ВВ».

Машина как капиталовложение

По мнению автоэскпертов, на фоне нестабильности белорусского рубля многие граждане нашей страны рассматривают покупку нового автомобиля как долгосрочное вложение денег. Да и автомобильный рынок в последнее время радует обилием «вкусных» предложений как дома, так и в соседней России, где в прошлом году случился обвал национальной валюты, на короткое время сделав для нас приобретение там машин крайне выгодным делом. Неудивительно, что по данным аналитического агентства «Автостат», новых легковушек в Беларуси в первом полугодии 2015-го было зарегистрировано 25,4 тысячи штук (с учетом легких коммерческих автомобилей), что почти на 60% больше, чем за аналогичный период 2014 г. Лидером рынка является «Renault», имеющий 15,3% доли национального рынка новых авто (зарегистрировано 3,9 тыс. штук, или +109,6% к январю – июню прошлого года). На втором месте – «Hyundai» с долей 12,3% (3,1 тыс., или +279,7%). Третье место по итогам полугодия у «Volkswagen» с долей на рынке более 12% (3,1 тыс., или +58,0%). Самые популярные марки нынче «Volkswagen Polo» (рост продаж на 82,7%), «Hyundai Accent» (+287,8%) и «Renault Sandero» (+44,7%). В то же время, по информации Белорусской автомобильной ассоциации, резкий рост продаж в начале года объясняется так называемым «серым» импортом: воспользовавшись курсовой разницей и отсутствием таможенных пошлин, наши соотечественники массово опустошали российские автосалоны. Только 38% продаж было обеспечено белорусскими дилерами. Правда, начиная со второго квартала, по мере роста курса российского рубля этот «частный» канал пополнения авторынка в Беларуси закрылся. Что касается официальных белорусских автодилеров, то, по данным статистики, в первом полугодии средний рост продаж у них по сравнению с 2014-м сравнительно небольшой – в пределах 10-20%. Хорошо продаются прежде всего бюджетные седаны стоимостью около 10 тысяч долларов, потеснившие рынок б/у автомобилей. Для сравнения, российский рынок новых авто в этом году стабильно минусует, потеряв по сравнению с прошлым годом не менее 30% продаж.

Но вряд ли подобная тенденция сохранится. По мнению известного белорусского автоэксперта Сергея Вариводы, покупатели со сбережениями на руках тают, как весенний снег. Все больше желающих приобрести железного коня при покупке нуждаются в кредитной (лизинговой) поддержке. Но процентные ставки «кусаются», да и кредиты работают исключительно в отечественных автосалонах.

Ну а как обстоят дела на авторынке Витебщины?

Нет спроса – нет предложений

Крупнейшие автодилеры нашей области отмечают, что в первом полугодии, да и сейчас, клиентов у них действительно немало. Заманчивые предложения автосалонов, похоже, убеждают все большее количество земляков в том, что новый автомобиль – удачный выбор. Переплатив несколько тысяч долларов, покупатель получает не «кота в мешке», а машину с 2-3-летним гарантийным обслуживанием, что, конечно, радует любого автовладельца. Да и вторичный рынок в последние годы переживает нелегкие времена. После введения заградительных таможенных пошлин он практически не пополняется относительно «свежими» западными автомобилями, а состояние авто с пробегом, поколесившим как минимум 4-5 лет по нашим и тем более российским дорогам, оставляет желать лучшего.

В крупнейшем мультибрендовом автосалоне областного центра «Витебскавтосити», где представлены девять автомобильных марок, рассказали, что с начала года продали более 200 автомобилей, и спрос стабилен. К услугам клиентов – лизинг (по сути, кредит) под 33-36% в год на срок от года до пяти лет.

Наибольшим спросом пользуются автомобили «Skoda Rapid» и «Skoda Octavia» (российская и чешская сборка), «Peugeot-301» и «Citroen C-Elysee» (белорусская). Среди бюджетных моделей наиболее востребованы российские «Lada-Largus» (такой автомобиль в Витебске можно приобрести за 140-150 млн рублей) и «Lada-Granta» (104-107 млн).

Почти в два раза по сравнению с 2014-м выросли продажи у официального дилера «Renault» в Беларуси, автосалоны которого работают в Витебске и Полоцке. Вообще, по информации дилеров, более 30% всех продаж в республике приходится именно на нашу область. Успех «Рено» можно объяснить хорошим ценовым предложением и удачной автомобильной линейкой, где есть и экономичные седаны, и представительные внедорожники. Среди наиболее популярных – кроссовер «Renault Daster» и «Sandera Stapway».

В автоцентре «Амико», который является официальным представителем «Volkswagen» в Витебске, также наблюдается увеличение продаж. В основном сейчас здесь представлены автомобили российской сборки, но с трехлетней гарантией и без ограничения пробега. Лидеры продаж – «Volkswagen Polo» и «Getta».

Что касается вторичного рынка автомобилей, то на Витебщине, как и в других регионах, в основном он переместился в Интернет. В Витебске сейчас фактически нет места, где, как раньше, в выходные можно было пройтись меж рядов подержанных авто. Да и в свое время крупнейшие авторынки столицы Ждановичи и Малиновка сегодня практически пустуют. По словам продавцов, платить по полмиллиона рублей за право постоять там в выходные накладно.

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся скупкой подержанных авто и запчастей, подтвердили, что вторичный рынок сейчас «стоит», да и выбор достойных машин совсем невелик. Еще одна тенденция – падение на 35-40% за последние два года цен на б/у машины. При этом относительно «свежие» представительные «Mersedes» и джипы «BMW Х5» сегодня уже можно купить в пределах 10-15 тысяч долларов, а то и дешевле (цены на некоторые модели упали в два раза). Но все равно, по словам специалистов, продаются такие машины очень плохо. Основная масса покупателей подержанных авто ориентируется на ценовой диапазон в 3-4, максимум 5 тысяч долларов.

Что ж, действительно, автомобиль в Беларуси уже не роскошь, а средство передвижения. Правда, не стоит забывать, что машину вряд ли следует считать надежным капиталовложением. Постоянные расходы на топливо и техническое обслуживание, как правило, очень быстро «съедают» всю кажущуюся экономию.