Автор: . Дата создания:

Как известно, в Беларуси изменились Правила дорожного движения: соответствующий Указ Президента вступил в силу 16 января 2015 года, — напомнила начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олеся Серегина. — Кроме прочего, нововведения направлены на то, чтобы обеспечить безопасность детей, находящихся в автомобилях. Теперь малышей до 5 лет разрешается перевозить лишь в автокреслах, а ребят до 12 лет и ростом до 150 см — при наличии специальных удерживающих устройств.

Чтобы разъяснить водителям новые требования и посмотреть, как они выполняются, Госавтоинспекция области провела профилактическую акцию «Безопасность детей — приоритет для взрослых». В один из рейдов с правоохранителями отправился корреспондент «ВВ».

Вместе с инспектором дорожно-патрульной службы батальона ДПС ГАИ Борисом Яговдиком мы направились на улицу Офицерскую в Витебске. Остановились на стоянке напротив здания управления образования облисполкома: место здесь удобное — рядом детский сад и школа. На часах 7.15, и вскоре хлынет поток машин с детьми, но я, если честно, сомневаюсь, что удастся найти нарушителей: все-таки несколько месяцев все средства массовой информации, в том числе в Интернете, обсуждали нововведения.

— К сожалению, нарушители есть: как показывает практика, хотя бы один человек за смену попадается, — сообщил Борис Михайлович. — А возле учреждений образования и подавно: в утренней спешке некоторые люди экономят время на всем, даже на безопасности ребенка.

Долго ждать подтверждения этим словам не пришлось. В одной из первых остановленных нами легковушек мать держала трехлетнюю дочь на руках, хотя автокресло для нее было. Папа признался, что всегда строго следует правилам, но в этот раз они с супругой очень спешили и не стали тратить время на усаживание малышки в устройство и застегивание ремешков.

— Мы начали использовать кресло еще до принятия новых правил. Мало ли что на дороге случится, особенно когда предстоит дальний путь, — уточняет Алексей. — А тут ради нескольких минут не стали соблюдать формальности. Виноват, больше не повторится.

Останавливаем еще одного витеблянина Вадима с сыном-третьеклассником.
— Он у меня уже самостоятельный, сам застегивается-расстегивается, так что не проконтролируешь в дороге, — говорит мужчина. — Поэтому лично я сомневаюсь в целесообразности поправок в ПДД, но закон есть закон. Поехал в Россию, купил подешевле кресло. Местные продавцы обрадовались нововведениям больше, чем белорусы-водители. Кстати, они рекомендуют бюджетный вариант: приспособления, крепящиеся к ремню безопасности. У нас такие разрешены?

— Тут главное не вопрос запрета, а безопасность детей, — утверждает инспектор. — Специалисты считают, что в этом плане так называемые адаптеры значительно уступают автокреслам, и шанс получить травмы значительно больше, чем если ребенок будет передвигаться в автокресле.

Следующий нарушитель, водитель «Ауди», сначала попытался доказать, что не знал об изменениях в ПДД, затем причиной называл плохое материальное положение. Но инспектор, изучив документы, понял, что это лишь отговорки. Как оказалось, автолюбитель не только не подготовил специальное место для дочери, но и тех­осмотр не прошел. Тут уж точно одним предупреждением не ограничишься.

В целом можно сказать, что большинство водителей позаботились о безопасности детей, приобретя автокресла задолго до введения штрафов. Нарушителей на дорогах единицы. В ходе рейда сотрудники ГАИ старались не наказывать граждан строго — все-таки акция носила профилактический характер. Но санкции за несоблюдение правил ПДД, между прочим, кусачие: на первый раз до 4 базовых величин (720 тыс. руб.), повторно в течение года — от 2 до 8 БВ.

— Помните, что вы покупаете автокресло не для того, чтобы избавиться от проблем с сотрудниками ГАИ, а для безопасности своего ребенка, — уточняет Олеся Серегина. — В 2014 году на дорогах Витебщины погибли 4 ребенка-пассажира, во всех случаях удерживающих устройств в салонах машин не было.

Фото Олега Шведова