«Почему только один? У меня чек больше чем на 45 рублей! По правилам должны дать как минимум три штуки!» – возмущался на кассе седовласый мужчина. Сетовал на то, что внука у него три, а в магазине за покупки ему подарили только одну игрушку-липучку. Рассерженному клиенту кассир устало (видимо, за день ей приходится выслушивать десяток таких недовольных) поясняет, что по условиям акции в итоговую сумму не включается стоимость алкоголя и сигарет, а также он не взял ни одного из специальных товаров.
Недовольно бубня себе под нос, бедолага отправляется назад искать готовый шоколадный завтрак, за покупку которого все-таки получит недостающих «прилипал». Очередь остается на месте терпеливо ждать, провожая заботливого деда понимающим взглядом: за последние несколько месяцев найдется мало тех, кто не знает о бонстиках – маленьких забавных фигурках, которых дает в подарок своим покупателям крупная торговая сеть. Думается, каждый хотя раз слышал о коллекции, в которой не хватает Желтопуза, Тетёхи, или Рыка…
Игры для взрослых
Лично мне в последнее время кажется, что эти коварные инопланетяне уже покорили Землю, ведь одинаково залипли на забавных героев взрослые и дети. Моему сыну 6 лет, и мы не собираем бонстиков. Не то чтобы из принципа, просто не получается: чаще ходим за покупками в магазин другой сети возле дома и ради популярных фигурок не стали менять эту удобную привычку. Когда в самом начале ребенок еще просил купить ему «липучек», объяснила, что отдельно они не продаются, но если будет возможность, то, разумеется, он получит игрушку. Однажды в доме все-таки появился Шипун, сын обрадовался, а через пару дней… подарил его другу, сказал, что тому как раз его не хватало в коллекции. Так «липучий» вопрос в семье был полностью снят.
Но бонстики методично продолжают преследовать нас: живут в соседних шкафчиках в детском саду, проникли во взрослые(!) разговоры в общественном транспорте. Люди в рабочие перерывы обмениваются фигурками. В интернете и вовсе достаточно пары кликов, чтобы наткнуться на инопланетного «захватчика».
Вот знакомая постит фото полностью собранной коллекции с хэштегами #бонстикивсборе #ребеноксчастлив, а в действительности непонятно, кто больше рад: родители или их чадо. Другая все еще ищет недостающие экземпляры, предлагает на обмен «повторяшек». Площадками для обсуждения становятся и родительские чаты в Viber, WhatsApp, и даже городские интернет-форумы. Так, на одном из них в теме «Обмен бонстиками» более трех тысяч сообщений! Оцените глобальность безобидного детского увлечения!
Помимо обмена предприимчивые взрослые готовы купить недостающие фигурки или продать излишки. Цены за единицу разнятся: в начале акции за одного просили не менее 2 рублей, а сейчас, когда вожделенные игрушки появились в продаже в самой торговой сети, многие продают фигурки всего за 50-75 копеек. В интернете можно приобрести даже собранные коллекции в специальной упаковке. Их стоимость стартует от 20 рублей. А для некоторых пользователей «липучки» и вовсе стали своеобразной валютой. В одном из объявлений о продаже детской одежды и обуви эти фигурки указаны как основное платежное средство.
Потенциальные покупатели не раз интересовались: «Сколько бонстиков стоят ваши джинсы?». Оказалось, что цена за пару б/у босоножек всего пять штук, а штаны – три, причем неважно, какие именно это будут персонажи. Отметим, через пару дней витрина уже была пуста.
Подхватили мейнстрим рукодельницы и предприниматели всех мастей. В сети можно купить вязаных бонстиков, мыло ручной работы, футболки, кружки с их изображением, заказать торт в форме любимого персонажа или в целом оформление детского дня рождения в стиле пришельцев с планеты Бонитрон-24.
Из первых уст
Многодетная мама из Докшиц Светлана призналась, что акция торговой сети могла бы ощутимо ударить по семейному бюджету, если бы не родственники и друзья, которые помогли насобирать три набора для самых младших ее домочадцев. Теперь никто из малышей не в обиде: у каждого – своя собственная коробка с «липучками».
У витебчанки Татьяны – 4 полные коллекции бонстиков, при этом сын – единственный ребенок в семье.
– Собрали в основном потому, что покупали бонтовары. Когда было много повторов (один раз попалось целых четыре Кусаки), писала объявления в соцсетях. Потом фигурки просто так знакомым отдавала. Но мы не только бонстиками увлекаемся. У нас разные коллекции: несколько серий киндеров, робокары из яиц чупа-чупс – они кстати его самые любимые. Есть еще более 60 кукол, которые в комплекте с журналами продавались, – рассказала женщина.
Она добавила, что такую заинтересованность у ребенка инициировала сама. Если вначале ему было интересно просто открывать упаковки и разглядывать игрушки, то потом они приступили к играм с бонстиками, использовали для занятий, с их помощью развивают память и логику. Теперь малыш знает всех «липучек» поименно, легко находит одинаковых, сортирует по цветам, соотнося с изображением, складывает фигурки в коробки.
С детсадовскими малышами и школьниками, стремящимися собрать полный комплект прилипал, чтобы играть с ними, все более или менее понятно. Но о чем думают мамочки годовалых малышей, которым и в руки-то опасно давать столь мелкие предметы? Что движет взрослыми серьезными дяденьками и тетеньками, которые украшают бонстиками рабочие компьютеры, ноутбуки или клеят их на панель автомобиля?
К примеру, 27-летнему холостому парню, работающему региональным торговым представителем одного из крупнейших производителей страны, коллекцию собирали всем отделом. Молодой человек признался, что делал это из азарта и для развлечения. Теперь полный набор игрушек красуется в его кабинете, и он в свойственной современным продвинутым лидерам манере утверждает, что таким образом демонстрирует клиентам – перед ними целеустремленный человек, который всегда добивается того, что хочет.
Мнение специалиста
Глядя на повсеместное «залипалово», начинаешь задумываться, почему дети и взрослые так подсаживаются на собирательство бонстиков?
Заведующая детско-подростковым отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова уверена, что ничего предосудительного в таком увлечении нет.
– Все дети по натуре коллекционеры. Едва научившись ходить, на прогулке подбирают камушки, листики, каштаны, приносят их домой и не разрешают выкидывать. Малыши азартны, любознательны, в них присутствует неутомимая страсть к поиску нового, к первенству. Все мы в свое время что-то собирали (вспомните фантики от конфет, жвачек, киндеры и т.д.), – отмечает Елена Леонидовна.
Она подчеркнула, что особенно любят сортировать и классифицировать девчонки и мальчишки 4-5 лет, а перерастет ли эта тяга в серьезное увлечение, зависит от родителей. В любом случае такие занятия воспитывают ответственность, целеустремленность, аккуратность и коммуникабельность – качества, необходимые маленькому человеку, готовящемуся к жизни во взрослом мире. Кроме того, коллекционирование развивает кругозор, фантазию, помогает оторвать детей от компьютеров.
– Другое дело, если увлечение мешает учебе, общению с друзьями, а приобретение, того же бонстика становится смыслом жизни. В таком случае появляются нарушения поведения в виде истерик, крика, тогда родителям стоит задуматься, поговорить с ребенком, предложить альтернативные варианты занятий, – рекомендует специалист.
Елена Данилова также считает, что ребенку важно установить четкие границы, а не спешить выполнять любую просьбу о деньгах на приобретение нового бонстика, которого нет в коллекции. К примеру, можно выделить сумму на карманные расходы и не превышать этот лимит, в крайнем случае – предоставить возможность ему самому заработать недостающие средства, выполняя домашние обязанности.
– Если взрослый человек коллекционирует бонстиков, значит, это созвучно его потребностям. Все мотивы индивидуальны. Сам факт участия в игре не говорит о человеке ничего конкретного. Ошибочно считать, что любопытство и жажда играть свойственны только детям. Многие включаются в процесс через ребенка: «это не для себя, а для него». Одна из причин, по которым взрослый так активничает – дефицит удовольствия и развлечений в жизни. Коллекционирование – это еще и дополнительная возможность для общения, модная тенденция, – комментирует специалист.
По поводу популярнолсти бонстиков Елена Леонидовна отметила, что у маркетологов получилось угадать потребности аудитории.
Они улетели, но обещали вернуться…
Настолько огромных масштабов популярности бонстиков, используя довольно известный по всему миру маркетинговый ход для повышения лояльности аудитории, не ожидали и представители компании. Не зря ведь сроки акции продлялись. Любимых героев запустили в турне по стране, а сейчас они улетели на свою планету – и, возможно, готовится к очередному визиту… Так что не исключено, что вскоре новая волна бонстикомании накроет взрослых и детей.
Фото Натальи КАМЛЁВОЙ