Автор: . Дата создания:

Совместный проект ВГУ им. П. Машерова, областного отделения Белорусской партии «Белая Русь» и областной газеты «Витебские вести»

Президент Беларуси Александр Лукашенко по итогам саммита БРИКС в 2023 году отметил, что «западная гегемония пока не заканчивается. Но это сильный шаг в данном направлении».

БРИКС, начинавшееся как неформальное объединение нескольких стран, теперь насчитывает девять стран и готовится еще расшириться. Дальнейшее увеличение количества членов в группе включено в повестку дня XVI саммита БРИКС+ в Казани, который прошел 22 – 24 октября. В этом году Россия председательствовала в объединении под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности», что, собственно, и стало главной темой для обсуждения на полях саммита. Участники мероприятия обсудили актуальные вопросы региональной и глобальной повестки, подвели итоги совместной работы в рамках
стратегического партнерства по самым разным направлениям. Минск подтвердил готовность к полноправному членству в этой организации.

И самое главное – Беларусь стала партнером в БРИКС+. Это еще один важнейший стратегический шаг на пути к сохранению мира в нашей стране и заявка на самостоятельное, признанное всем мировым сообществом, место Республики Беларусь в формирующемся многополярном мире.

Что же такое БРИКС?

В глобальном смысле одним из ключевых объединений, противостоящих в современных условиях диктату коллективного запада, может стать БРИКС.

БРИКС — это межгосударственное объединение (союз), которое было основано в 2001 г.

Термин БРИКС был придуман экономистом Джимом О’Нилом для обозначения группы быстроразвивающихся стран, которые имеют значительный потенциал для роста и влияния на глобальную экономику и политику. Официальное образование БРИКС произошло в 2006 году, когда лидеры Бразилии, России, Индии, Китая встретились в Москве и подписали декларацию о создании группы, поэтому изначально название объединения звучало как БРИК (BRIC).

12 ноября 2010 г. на саммите G20 в Сеуле Южно-Африканская Республика (ЮАР) выразила желание присоединиться к БРИК. Во время третьего саммита, который проходил 13 – 14 апреля 2011 г. в городе Санья (Китай), состоялось официальное включение в группу ЮАР, таким образом БРИК превратилось в БРИКС.
С течением времени и другие государства выразили желание стать его членом. С 1 января 2024 г. в БРИКС вошли Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Эфиопия, после чего к названию объединения добавился знак «+» (БРИКС+). Изначально предполагалось вступление в БРИКС и Аргентины, однако 30 декабря 2023 года министр иностранных дел Аргентины Диана Мондино заявила об отказе этой южноамериканской страны вступать в БРИКС. При принятии такого решения политики руководствовались прежде всего тем, что между Аргентиной и странами БРИКС действуют торговые соглашения, а в современных условиях их государство должно сосредоточиться на собственных экономических проблемах. При этом Аргентина планирует развивать отношения с США, Израилем, Европой и другими «либеральными демократиями».

Стоит обратить внимание, что на сегодня страны БРИКС+ охватывают более 30 % мировой суши и 45 % населения планеты. Бразилия, Россия, Индия и Китай входят в десятку крупнейших стран по населению и площади.

Экономический потенциал БРИКС+ как ведущего экономического объединения в мире более чем значимый. Это конкурентные преимущества в экономике и финансовой сфере, колоссальный ресурсный, промышленный, человеческий и технологический потенциал, самые высокие темпы роста ВВП. Фактически локомотив мировой экономики, представляющий собой альтернативу G7 – блоку ведущих развитых стран. Согласно данным МВФ в 2023 году участники БРИКС обошли государства G7 по объему ВВП. Для БРИКС его объем составляет 56 трлн долларов, для G7 – 52 трлн. Примечательно, что по показателю ВВП по паритету покупательной способности Китай занимает 1-е место в мире, Индия – 3-е, Российская Федерация – 5-е, Бразилия – 8-е, Египет – 18-е, Иран – 21-е, ЮАР – 32-е, ОАЭ – 33-е, Эфиопия – 59-е. Организация реализует совместные инициативы, такие как Новый банк развития, Резервный фонд БРИКС, система расчетов в национальных валютах и другие.

Новые члены БРИКС+ — Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия.

Эти страны, конечно, не такого крупного порядка, как Китай или Индия, не крупнейшие ядерные державы, как Российская Федерация, это не самые большие по территории государства, но совокупно, если перечислить эти государства, это 6,4 млн кв. км – в два раза больше, чем Индия. Кроме того, если анализировать новый список вступивших в БРИКС стран, то на поверхности находится то, что это страны одного региона. В основном страны БРИКС+ проецируют свою мощь по вытеснению и замене Запада именно на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Очевидно, потому что географически Индия, Китай и Россия ближе всего к этим центрам. Именно здесь происходит разгерметизация западного пространства.

Особенностью БРИКС+ является отсутствие у данного объединения учредительного документа, структуры и обязательства исполнения коллегиально принятых решений. При этом с 2014 года – после выхода России из G8 – ощутима переориентация БРИКС+ с локальных и региональных вопросов на глобальные проблемы. Страны-участницы являются лидерами регионов «незападного» мира, в результате чего антагонизм большинства из них по отношению к Соединенным Штатам в условиях деглобализации вполне объясним. В то же время нынешняя мировая обстановка и политический климат конца первого десятилетия XXI века сильно отличаются – гегемония Вашингтона оспаривается странами БРИКС+: все больше государств всерьез рассматривают переход на торговлю в национальных валютах, что стало определяющим фактором вступления Египта в объединение; наблюдается рост влияния членов БРИКС+ в Африке и традиционной зоне интересов США – Латинской Америке; появляется все больше международных организаций (ШОС, СЕЛАК и др.) и институтов (НБР, АБИИ и др.) без участия не только Вашингтона, но и других стран западной цивилизации в целом.

Каждая из стран, входящих в БРИКС+, – это самостоятельный центр цивилизационного притяжения со своей древней историей и культурой. Процесс развития таких стран неизбежно вовлекает в свою орбиту государства, связанные с ними географически, исторически, культурно и экономически. Сегодня «клуб интересов» постепенно начинает трансформацию в полноценную международную организацию, что фактически подразумевает создание более строгой структуры БРИКС+, а в дальнейшем – увеличение влияния объединения в качестве крупнейшей площадки диалога для обсуждения актуальных вопросов на высшем уровне незападными странами.

О проблемах и рисках

Говоря о сильных сторонах объединения, нельзя не упомянуть и его проблемные аспекты.

  1. В большинстве своем страны – участницы БРИКС+ озабочены собственным развитием вместо того, чтобы нацеливаться на интеграцию и решение общих вопросов. У каждой страны есть собственная региональная организация, в которой она доминирует и которой она отдает приоритет и существенное внимание. Такими организациями являются МЕРКОСУР, СААРК, ШОС, ЕАЭС.
  2. Правовую природу БРИКС+ складывают лишь заявления и декларации стран-участниц. Это является свидетельством того, что БРИКС+ имеет невысокую степень организации, а страны присоединяются к объединению на добровольной основе без строгих юридических обязательств.
  3. Наблюдаются проблемы в двусторонних отношениях между странами-участницами, их конкуренция на международной арене. Ярким примером являются взаимоотношения Индии и Китая.

Однако в связи с тем, что организация находится на этапе своего активного развития и государства все больше разворачивают свою внешнюю политику на пространство БРИКС+, можно надеяться, что многие разногласия между членами и вытекающие из них проблемы будут сглажены или даже урегулированы в обозримом будущем.

Внутренние проблемы – не единственное препятствие к развитию БРИКС+. Консолидация курса на расширение «пятерки» подвигла Вашингтон и Брюссель на резкое увеличение внимания к деятельности БРИКС+ и изучение ее последствий для коллективного Запада. Этому (в большей или меньшей степени) посвящены и серьезные аналитические исследования сотрудников ведущих западных think tanks, и претендующие на сенсационность статьи под кричащими, кликбейтными заголовками.

Во-первых, проблема противодействия БРИКС+ рассматривается в странах коллективного Запада в контексте мирового экономического и политико-стратегического подъема Глобального Юга и нарастающих противоречий по линии Север – Юг. И в Вашингтоне, и в Брюсселе отчетливо осознают, что БРИКС+ – динамично растущий финансовый, торгово-экономический, научно-технологический и политический авангард развивающихся государств, образующих так называемое Мировое большинство. При этом западные политики и эксперты считают, что присоединение к БРИКС+ новых членов не следует оценивать «чисто арифметически» – в плане увеличения совокупного ВВП или экспорта (хотя и такой экономический эффект существен). Еще важнее другое: численный рост участников БРИКС+ увеличивает
их переговорный потенциал в рамках международных организаций, таких как ООН, ВТО, Группа Всемирного банка, МВФ и др.

Во-вторых, принимая исторический вызов БРИКС+, западные державы во главе с США и Евросоюзом формируют арсенал средств сдерживания, используя наличие у коллективного Запада емких потребительских рынков, допуск на которые крайне важен для Китая, Индии и ряда других стран БРИКС+, а также сохраняющуюся способность США и ЕС генерировать, распространять и использовать передовые технологии, в том числе благодаря длительной транснациональной деятельности,
прежде всего американских промышленных корпораций.

В-третьих, в отношениях с БРИКС+ коллективный Запад очевидно делает ставку на внутренние конфликты, затрудняющие принятие согласованных решений.

Стратегический расчет строится на том, чтобы разобщить государства Глобального Юга, прежде всего – провести разделительные линии в рядах БРИКС+.

Например, Запад всеми силами и средствами стремится подогревать конкурентные настроения, длительное время существующие в отношениях между двумя соседними азиатскими гигантами – Китаем и Индией. С этой целью западная дипломатия применяет широкий набор инструментов, призванных усилить недоверие между Пекином и Нью-Дели. Кроме того, на Западе внимательно отслеживают и готовы в нужный момент использовать любые внутриполитические пертурбации в странах – членах БРИКС+.

Беларусь – Партнер

На саммите БРИКС, прошедшем 22 – 24 августа 2023 года, Беларусь по поручению главы государства представлял министр иностранных дел Сергей Алейник. Он провел серию встреч с главами ряда иностранных делегаций. В ходе саммита Минск подтвердил свою заявку на вступление в БРИКС.
Углубляя сотрудничество с БРИКС+, Республика Беларусь рассчитывает расширить контакты в области платежных систем и межбанковского взаимодействия, а также использование национальных валют во взаимных расчетах; развивать гуманитарное сотрудничество, в том числе по линии университетов и экспертно-аналитических центров, увеличить обмен опытом в области цифровой экономики, культуры, экологической сфере; наладить техническое взаимодействие в области инфраструктуры, развития транзитного потенциала и энергетических систем государств – членов межгосударственных объединений. Основные усилия будут направлены на углубление сотрудничества в сфере промышленности и торговой безопасности, создание альтернативных транспортно-логистических маршрутов, реализацию совместных инвестиционных и высокотехнологичных проектов и др.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что БРИКС+, которое вроде бы появилось как объединение стран на основе экономических интересов, совершенно очевидно становится политической силой.

Потихоньку БРИКС+ преобразуется в площадку координации усилий стран мира, не входящих в коллективный Запад, по политическим вопросам. БРИКС+ предлагает иные принципы мироустройства в рамках новой модели глобальных отношений, обновления существующих стратегий безопасности, трансфера технологий и интеллектуальной собственности, борьбы с современными глобальными угрозами и вызовами с помощью совместных усилий.

Учитывая тот факт, что происходит координация вне площадок, которые навязываются и контролируются Западом, можно с уверенностью сказать, что в лице БРИКС+ сделан очередной уверенный шаг к многополярному миру.