Автор: . Дата создания:

Значимое место как в истории, так и в экономике Витебской области занимает Чашникский район. На его территории сохранилось немало архитектурных памятников, необычных природных и этнографических объектов. В районе функционируют крупные предприятия: филиал РУП «Витебскэнерго» Лукомльская ГРЭС, ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль», филиал «Бумажная фабрика «Красная Звезда» ОАО «Светлогорский ЦКК», ОАО «Завод Этон» и др. В районе проживает более 27 тысяч человек. История Чашник насчитывает более пяти веков. Впервые они упоминаются в 1504 году в перечне крупнейших поселений Полоцкого воеводства Великого княжества Литовского.

Чашники принадлежали князьям Лукомским, Кишкам, Сапегам, Потоцким, Володковичам. Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них, город располагается в низком месте, будто в своеобразной чаше. Исходя из другой, на Чашниччине было развито гончарное дело, изготовлялись такие предметы домашней утвари, как миски, кувшины, чашки, что, возможно, и послужило основанием для названия населенного пункта. Или же это производное от слова «чашник» — в Великом княжестве Литовском представитель княжеской администрации, в обязанности которого входило наливать великому князю напитки в посуду, чаши, подносимые подчашим. Следовательно, архитектурное сооружение на гербе Чашник — это стилизованное изображение крепости, замка, княжеского двора, при котором были должности чашника и подчашего.

1797 год стал знаменательным для местечка Чашники. В это время началось строительство Березинской водной системы, которая возводилась на месте крупнейшего торгового пути «из варяг в греки». Работы длились почти 10 лет, а искусственный путь по воде позволил соединить реки бассейнов Черного и Балтийского морей.

Электростанция дала жизнь городу

Возведенная в 60-х годах ХХ века, Лукомльская ГРЭС стала флагманом электроэнергетики Беларуси.

В середине прошлого века в СССР приняли решение о сооружении большой электростанции на северозападе страны. Ее строительство на месте деревень Пырковщина и Калиновка началось в феврале 1964 года. Новый поселок получил название Пионерный. А через год его переименовали в Новолукомль – по соседней деревне Лукомль, одному из старейших населенных пунктов Беларуси.

ЛГРЭС раскинулась на восточном берегу озера Лукомльское. А город, которому она дала стимул для развития, за эти годы не просто вырос, но и обзавелся развитой инфраструктурой. В Новолукомле две школы, три детских сада, здесь находится центральная районная больница – предмет гордости горожан. Будто в противовес мощным индустриальным корпусам, выносящим высоко в небо огромные трубы, город утопает в зелени.

Филиал РУП «Витебскэнерго» Лукомльская ГРЭС – передовая и самая мощная станция объединенной энергетической системы страны. За более чем полувековой период работы она смогла добиться высоких технико-экономических показателей, в том числе благодаря внедрению новых технологий, рационализаторству и изобретательству. Ежегодно здесь вырабатывают более 30% от общего объема производимой в республике электроэнергии.

Целые поколения профессионалов взрастила Белорусская энергосистема. Многие из них связали свой нелегкий, но славный трудовой путь с Лукомльской ГРЭС.

Электростанция и сегодня уверенно смотрит вперед.

Плятуць вянок на «Розгары»

Абрад «Розгары» аграгарадка Лукомль Чашніцкага раёна вядомы з XVIII стагоддзя і праводзіцца на восьмы дзень пасля свята Святой Тройцы ў панядзелак.

Вечарам пасля заходу сонца мясцовыя жанчыны і маладыя дзяўчаты збіраюцца на ўскрайку вёскі, каб разам рушыць да бліжэйшага жытнёвага поля. Па дарозе збіраюць кветкі, расліны, галінкі дрэў. На полі адна з удзельніц абраду зажынае сноп з жытнёвых каласкоў, а астатнія пачынаюць спяваць і завіваць вянок з сабраных раслін. Вянок плятуць вялікі, каб праз яго мог прайсці чалавек.

Пасля ўсе зноў вяртаюцца ў вёску. Падышоўшы да першай хаты, жанчыны пачынаюць песняй выклікаць гаспадароў, запрашаюць іх прайсці праз вянок, каб былі ў іх здароўе, багацце, дабрабыт, і прапануюць далучыцца да свята. Такім чынам удзельніцы абраду праходзяць усю вуліцу. Затым вяскоўцы ідуць на могілкі, каб павесіць вянок на самае вялікае і высокае дрэва. Лічыцца, што гэта дапамагае адкупіцца ад гневу русалак і іншых нячысцікаў. Каго з моладзі па дарозе сустрэнуць, прапануюць паваражыць на далейшы лёс. Свята працягваецца ў вёсцы за агульнай вячэрай.

Дзякуючы фальклорнаму калектыву «Вяскоўцы» Лукомльскага СДК абрад ведаюць не толькі на Чашніччыне, але і за яе межамі.

– Абрад «Розгары» звязаны з памяццю і павагай да сваіх продкаў, якія перадалі традыцыю наступнаму пакаленню для падтрымкі пачуцця самабытнасці, – падкрэсліла загадчыца філіяла №6 Лукомльскага СДК Эма Багатырова. – Ні ў якім іншым рэгіёне не праводзіцца абрад, ідэнтычны гэтаму. Нядзіва, што нядаўна яму нададзены статус гісторыкакультурнай каштоўнасці.

История земли черейской

В прошлом году агрогородок Черея отметил 955-летний день рождения. Богатая история, славные традиции у древнейшего поселения Чашникского района. В летописях оно упоминается около 1066 года.

О богатейшей истории Черейского княжества сегодня свидетельствуют сохранившиеся документальные источники. Расцвета оно достигло в годы правления Льва Сапеги, восстановившего Черейский монастырь и построившего в 1599 году каменную Свято-Троицкую церковь в деревне Белая Церковь. До момента ее появления на берегу озера располагался базилианский комплекс, построенный Богданом Сапегой, который, к сожалению, был разрушен. Кстати, местные краеведы считают, что Лев Сапега лишь обновил имевшийся храм, который был возведен в 1475-м предком Великого канцлера Литовского – Богданом. Тот привлек к работе архитектора и инженера Аристотеля Фьорованти – итальянца, строившего Успенский собор в Кремле.

Строгость и выдержанность барочного храма привлекают туристов со всей Беларуси, которые ценят не только широко известные жемчужины архитектуры, но и малоисследованные памятники прошлого. Уже несколько лет возле деревень Белая Церковь и Черея на полуострове, окруженном живописными озерами, проводится международный фестиваль современного искусства и музыки SPRAVA.

– Сегодня жители Череи ухаживают за Троицкой церковью: выкашивают вокруг траву, убирают мусор, – говорит заведующий Черейской библиотекой Татьяна Козловская. – Кто-то даже повесил на стенах бумажные иконы. О сохранности храма беспокоятся не только местные, он включен в государственную программу по реставрации, что дает надежду: однажды здание снова будет пригодно для полноценного ведения христианской службы.

Кроме того, в начале XVII века в Черее построили один из первых в Великом княжестве Литовском униатских храмов – Свято-Михайловский.

Сапеги владели княжеством около 250 лет, в конце ХVIII века владения перешли к семейству Милошей. Его наследие – особая гордость местных жителей. В 1877 году здесь родился французский поэт и литовский дипломат, дядя и наставник лауреата Нобелевской премии по литературе Чеслава Милоша Оскар Милош. Потомок знаменитого рода на всю Францию воспел в стихах природу чашникской земли.

Сейчас от поместья сохранились лишь липовая аллея и руины родового склепа. Да еще благодарная память таких энтузиастов, как Татьяна Козловская. Много лет она изучает историю рода Милошей и мечтает, что центр бывшего Черейского княжества, родина известных поэтов и ученых, местечко, где появилась первая униатская церковь в Беларуси, наконец станет популярным объектом отечественного и зарубежного туризма.

Стоит также упомянуть, что в 1924 – 1931 годах Черея была районным центром со своими хлебозаводом, молокозаводом и больницей. К началу 1940-х более половины населения составляли евреи. С этим связано одно из самых страшных событий, случившихся здесь в годы Великой Отечественной войны. Черейское гетто было открытого типа, и поскольку евреи жили компактно, то немцы оставили их на своих местах и никуда не переселяли. В ночь на 5 марта 1942 года Черею тихо окружил немецкий карательный отряд, который на рассвете расстрелял около тысячи человек. На месте массового убийства установлен памятник.

Вечная боль Вишенок

Вишенки легко найти на карте района, в туристических путеводителях по Чашниччине. Значится название этого населенного пункта и в списках белорусских деревень, сожженных в годы Великой Отечественной войны.

9 марта 1944 года… Этот день навсегда останется печальной страницей в истории не только Чашникского района, но и всей страны. Он ушел в небытие вместе со 114 жителями деревушки с мирным и певучим названием Вишенки.

В архивных документах сохранилась предыстория трагедии, рассказанная командиром четвертого партизанского отряда бригады «Дубова» Борисом Звоновым:

– Мы базировались в районе деревень Невгодово и Кушнеровка. Отсюда и выходили на задания, вели боевые действия в различных точках. Накануне получили сообщение: в направлении деревни Вишенки должно пройти воинское подразделение врага. Решили устроить засаду и нанести удар. Притаились на опушке хвойного леса, выслали вперед разведку. Разведчики доложили, что нам навстречу движется мощная немецкая группировка. А путь ей расчищает ударная разведывательная группа…

Партизаны прикинули свои возможности и решили вступить в бой с фашистским авангардом, захватить «языка», после чего отступить. Так и сделали. В бою было убито около двух десятков немцев, двоих взяли в плен. Не обошлось без потерь и с обратной стороны – один партизан погиб, нескольких ранили. Но не знали тогда бойцы, у многих из которых в Вишенках жили родные и близкие, что самое страшное еще впереди.

Печальная новость пришла вместе с заревом и запахом дыма. А потом в отряд прибежал человек, который сообщил: в Вишенках жгут людей… Лесные мстители сорвались с места, схватили винтовки и полураздетые бросились на помощь. Вот только было уже поздно: на пепелищах догорали головешки. А в центре села на месте сожженных домов — холмики из обугленных человеческих тел…

По словам директора Чашникского исторического музея Надежды Король, в 1984 году на месте сожженной деревни был открыт единственный в районе мемориальный комплекс. Его центральная экспозиция – застывшие в камне старик, женщина и маленькая девочка. Страх навсегда поселился в глазах селянки. С ненавистью к захватчикам смотрит старик. Прижимает от ужаса руки к груди девочка. Для них время навсегда остановилось на отметке «9 марта 1944 года».

В честь земляка-книгопечатника

Второй год подряд в Чашникском районе проходит фестиваль, посвященный знаменитому земляку, книгопечатнику Василию Тяпинскому.

Фестиваль набирает масштабы. Накануне его наводят порядок возле криницы в Тяпино, облагороженной усилиями местной власти и жителей-энтузиастов. Она неподалеку от того места, где предположительно находились строения усадьбы знаменитого земляка. Дом книгопечатника не сохранился, но на месте одного из прежних сооружений любители старины установили шалаш, мостик и деревянную скульптуру в виде книги.

Фестиваль проходит с народными гуляньями, костюмированным шествием по улицам райцентра. Здесь много творчества, ярких красок.

Красной нитью через все локации проходит тематика деятельности Василия Тяпинского. Работают торговые ряды, выставки-продажи сувенирной продукции, многочисленные подворья, проводятся мастер-классы.

В этом году образ одного из последователей Франциска Скорины стал центральной фигурой в концертно-театрализованном представлении. На площадь возле районного центра культуры и народного творчества Василий Тяпинский приехал на карете, произведя настоящий фурор своим появлением. И это была далеко не единственная изюминка фестиваля.

– Мероприятие служит ярким доказательством того, что в районе успешно возрождаются, бережно сохраняются лучшие традиции, – отметил председатель районного исполнительного комитета Александр Быков. – Мероприятие значимо и в Год исторической памяти. Сегодня в регионе делается многое для того, чтобы наши потомки не забывали свою историю, а также людей, чья жизнь была посвящена служению родной земле.

В перспективе руководство района рассчитывает превратить фестиваль, посвященный деятельности Василия Тяпинского, в большой праздник, куда смогли бы приезжать гости со всей Беларуси.

Фото из архива "ВВ" и открытых источников.