Назвался груздем — полезай в кузов
Многие женщины пугаются слова «салон». Им кажется, что это нечто пафосное и ужасно дорогое. В принципе, так оно и есть — расценки там действительно выше, поскольку к подобным заведениям со стороны органов сертификации выставляются несколько иные требования. Наверное, поэтому в Витебске салонов считанные единицы — всего 9. Если соответствующие условия не соблюдены, то предприятие не может получить разрешение на работу в том формате, как хотелось бы. То есть планируешь открыть салон — позаботься о его художественном оформлении, повышенной комфортности, а также, что важнее всего, о подборе персонала — не ниже 5-6-го разряда — и его внешнем виде, включая форму одежды. Следовательно, стоимость оказываемых салоном услуг уже сама по себе говорит о комфорте, окружающем клиента, поскольку в сумму, которую нам предварительно оглашают, изначально заложены стоимость аренды, используемых профессиональных средств, оформление дизайна и прочее. Даже кофе с печеньем предложат. Правда, в итоге клиент все равно может сделать для себя вывод, что кроме пафоса, ничего хорошего в этом заведении нет.
Цена – качество. Вот в чем вопрос
Побывав единожды в действительно уютном и современном помещении, где со вкусом подобрана мебель, интересный интерьер, удобные условия для мытья головы, симпатичные свежие полотенца, к тому же приветливо встречают у порога, начинаешь ценить этот уровень. Хотя бы в контраст тому, который, показывая себя с худшей стороны, демонстрируют некоторые парикмахерские, невзирая на высокий уровень работающих специалистов. Всяческий антураж там практически отсутствует, а дизайн отстает от современности лет на 10-15, к тому же невольно бросаются в глаза практически пустые стеллажи, на которых сиротливо красуются 2-3 средства для ухода за волосами — прямо сказать, не самые популярные среди клиентов. К тому же рядовой является ситуация, когда, шаркая резиновыми тапками по затертой плитке,тебя ведут к мойке, извиняясь за отсутствие горячей воды, поливают из ковшика, а потом безучастно интересуются: «Как стричь будем?». Этот вопрос берет за душу каждую клиентку, потому что велика вероятность, что получится не так, как хотелось бы — знакомая история? Затем, пока работает мастер, можно наблюдать в зеркало, как в зале стригут сразу нескольких человек — как в цеху. Среди них наверняка окажется пожилая женщина, которая впоследствии останется довольной, потому что требования к прическе у нее несколько другие: главное, чтоб аккуратно получилось. В результате все рискуют выйти из парикмахерской с практически одинаковыми стрижками, но с разным настроением. Почему так получилось? Скорее всего, это не случайность, а закономерность, потому что посещают данное заведение в основном пенсионеры, которых вполне устраивает бюджетная цена и качество, а мастера, набившие руку на своих постоянных клиентах, просто не в состоянии следить за модными тенденциями. Наверное, таким образом, пойдя навстречу пожилым людям и оказывая этой категории граждан доступные по стоимости услуги, витебское ОАО «Мир услуг Плюс» творит, безусловно, благое дело, однако тем самым ставит в затруднительное положение случайных посетителей парикмахерских. На деле получается верное, однако несколько неприятное соотношение цены и качества — последнего хотелось бы повыше даже при таких условиях. Конечно, не все стригут плохо — есть и признанные профи, наработавшие свою клиентскую базу, но если результат труда заметен невооруженным взглядом, особенно когда в короткой стрижке отчетливо видны переходы длины и понятно, где была отрезана прядь, то вряд ли это придает клиентке особого шарма, а парикмахерской — статуса.
Разумеется, каждая женщина планирует свой визит в святая святых красоты исходя из бюджета, поскольку не все могут себе позволить стрижку, допустим, за 250 тысяч. К слову, для салонов это не предел. В заведениях попроще расценки куда приятнее, а разница может составлять более ста тысяч. Что же касаемо отличия в прическе, его может и не быть вовсе: или одинаково хорошо, или одинаково плохо. Назвать парикмахерскую не совсем удачной из-за одного горе-мастера нельзя, однако чаще всего возвращаться туда уже не хочется. Как гласит народная мудрость, человек идет не в место, а в руки. Но неплохо было бы объединить эти понятия.
Чистота – залог здоровья
Есть в подобных заведениях, независимо от их статуса, еще несколько моментов, которые могут подпортить репутацию. В частности, Витебский зональный центр гигиены и эпидемиологии регулярно проводит мониторинги, в ходе которых выявляются нарушения гигиенических требований к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских. В текущем году в Витебске было проверено 23 объекта и составлено 13 протоколов административных правонарушений, в результате чего виновники уплатили в казну более 18 млн рублей. Но если некоторые недочеты в работе парикмахерской известны только профессионалам, то простой обыватель кое-что может увидеть и сам. Особенно это касается проведения противоэпидемических мероприятий. Не секрет, что при обслуживании клиентов работниками должно использоваться только чистое белье, а также предусматривается индивидуальное использование салфеток, пеньюаров, шапочек, накидок, одноразового подворотничка. В принципе, так оно и есть. Но когда мастер сдул феном волосы с пеньюара, а после стряхнул их на пол, это уже нарушение, поскольку механическая очистка данного предмета должна производиться в специализированном подсобном помещении, но никак не на рабочем месте, когда волосы разлетаются в разные стороны. Если это клиента не беспокоит, то когда его начнут расчесывать той же расческой, что и предыдущего посетителя, или расческой с чужим волосом, он имеет полное право рассердиться и сделать соответствующую запись в книге пожеланий и предложений, а затем удалиться. Ведь с чужой головы можно подхватить что-нибудь неприятное. Согласно санитарным правилам для предупреждения распространения инфекционных заболеваний обработка инструментов должна проводиться после обслуживания каждого клиента, все предметы необходимо хранить в условиях, исключающих их вторичное использование. Кроме того, подбривание висков и затылков в парикмахерских производится с помощью электрических машинок со сменными лезвиями, которые должны дезинфицироваться в том же порядке, а несъемная металлическая часть очищается от волос механически и дважды обрабатывается специальным раствором. По правилам то же самое происходит с зажимами, бигуди, коклюшками, колпачками и сетками для химической завивки волос, шапочками для мелирования. К тому же перед обслуживанием клиента мастер должен вымыть руки с моющим средством.
По состоянию на 1 июля в Витебске трудятся 925 парикмахеров, и без работы они вряд ли останутся, поскольку женщины, мужчины и дети всегда нуждаются в профессиональном уходе. Однако в борьбе за клиента парикмахерские должны завоевать чистую победу, а также создать все условия для того, чтобы хотелось прийти еще раз и получить удовольствие от обслуживания и окружения. Пока сарафанное радио никто не отменял, так что есть смысл работать как над своим имиджем, так и посетителей.
Фото Дмитрия Осипова