Автор: . Дата создания:

Неэксплуатируемые автомобили, или автохлам, как их еще называют в народе, вызывают частые нарекания у граждан. Ведь такие машины занимают парковочные места, которых в наше время и так дефицит, мешают проезду спецтехнике и уборке территории, являются местом скопления мусора. У каждого из нас невольно возникает вопрос: кто виноват? Ответ на него скорее риторический. Сами люди проявляют свою бесхозяйственность, забывая о своем автомобиле и культуре поведения в общественных местах. Чтобы освободить улицы от автохлама, городские службы делают все возможное. Но этого пока недостаточно… В проблеме разбирался корреспондент «ВВ».

Бесхозяйственность налицо 

Как правило, данная проблема характерна для крупных городов. В мелких населенных пунктах автохлам если и есть, то, в основном, находится на территории личных подворий.

Так, в редакцию обращаются жители областного центра с жалобами, что во дворах уже долгое время стоят колом неэксплуатируемые автомобили. Наши корреспонденты выехали на места, чтобы увидеть их воочию. Внешний вид и спущенные колеса свидетельствовали, что эти машины — постояльцы, которые уже несколько лет не покидали парковку.

— Владелец иногда подкачивает колеса, но на машине никуда не ездит, — сообщил нам один из обратившихся по имени Виктор. — Так зачем ему эта груда железа? Только мешала окружающим и портила внешний вид нашего двора.

Кроме этого, мы сами заметили еще одного претендента на утилизацию. Те же спущенные колеса, открытые двери, полная захламленность салона. Явно автомобиль долгий срок не использовали по назначению, он больше похож на мини-склад мусора.

По замкнутому кругу 

Вина отдельных недобросовестных граждан видна, как говорят, невооруженным взглядом. Но исправить ситуацию, как оказалось, не так просто. Сегодня алгоритм действий в борьбе с автохламом регулируется Указом № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации».

Согласно Указу № 348, неэксплуатируемое транспортное средство — автомобиль, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией: стекла салона, колеса, элементы кузова, имеется их деформация либо внешне видимые повреждения.

Также к автохламу можно отнести машину, которая не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии.

Однако по действующему законодательству, если на автомобиле имеется госномер, то как бы долго он не стоял на одном месте и в каком бы аварийном состоянии не находился, сдвинуть его с места может только владелец.

Выявлением автохлама занимаются соответствующие отделы в районных администрациях. Информацию о машинах, стоящих на приколе, специалисты получают из разных источников. Часто инициаторами выступают сами граждане. Но прежде чем вывезти на переработку годами не используемый автохлам, нужно провести ряд административных процедур. Во-первых, осмотреть ТС и установить его собственника. Для этого направляются запросы в соответствующие подразделения ГАИ, республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр». Далее собственника письменно извещают о необходимости в течение 30 календарных дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать.  Если этого не происходит,  машину увозят в принудительном порядке. При этом хозяину выставят счет и за транспортировку, и за время, которое авто пробудет на охраняемой парковке до момента утилизации.

Если сведения о владельце неэксплуатируемого автотранспорта отсутствуют или он скрывается, машину также отправляют на хранение с возможностью по требованию вернуть обладателю. Если он в течение определенного времени не объявляется, объект признается бесхозяйным, снимается с учета и передается на утилизацию.  

Бывает и другой сценарий: собственник может переместить своего «железного коня» из одного района в другой. Видимо, такой схемой и пользуются нерадивые автолюбители. Как нам поведал житель Витебска Андрей, он со своей жалобой на стоящий во дворе неэксплуатируемый автомобиль уже обращался в районную администрацию.  Результат был. Владелец свой автохлам все-таки убрал, но через какое-то время его снова вернул на прежнее место. И теперь все административные процедуры нужно начинать заново. Получается замкнутый круг.

Как решить проблему? 

Один из способов его разорвать совсем недавно озвучил в СМИ первый заместитель главы администрации Фрунзенского района Минска Денис Драпей. Он предложил определить единого оператора, который будет вести учет неэксплуатируемых средств и взаимодействовать со всеми субъектами хозяйствования и профилактики. Когда во время обследования территорий обнаружат брошенные автомобили, их сразу занесут в специальную базу. Таким образом, под контролем будет находиться каждое транспортное средство, даже если оно окажется в другом дворе или районе. Далее программа автоматически подготовит запросы в «Белгостехосмотр», Госавтоинспекцию.

Вывозкой автомобилей на хранение после составления акта осмотра займется единый оператор, а для отчетности будут использовать фотофиксацию, устанавливать геометки на интерактивной карте.

Для владельцев по-прежнему сохраняется возможность забрать своего «железного друга». В случае если хозяин не обнаружен, программа автоматически готовит исковое заявление в суд о признании имущества бесхозным.

— Согласна, что нужен единый координатор, который будет отвечать за ряд задач, связанных с организацией сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных  средств и их утилизации, — отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Наталья Гуйвик. — Чтобы его создать, на сегодняшний день нет соответствующего нормативно-правового акта, но он необходим для решения проблемы.

Как решить проблему сегодня? Каждому из нас следует не только обращать внимание на случаи нерасторопности органов местной власти, но и самим заботиться о чистоте родного города. А тем из наших соседей или знакомых, кто превращает двор в свалку металаллома, следует помнить об ответственности, которую нести обязательно придется.

Кстати 

В Германии штраф за нахождение неэксплуатируемого транспортного средства на территории города составляет 2 тыс. евро. Собственник обязан сдать ТС на утилизацию. Ее стоимость — около 500 евро. Часть этих средств возвращается: за шины, масла, фильтры можно получить около 100 евро, еще 200 — за оригинальные детали.

Фото Дмитрия ОСИПОВА и из открытых источников