Несмотря на раннее утро выходного дня, на взлетно-посадочных полосах, освещенных яркими огнями, вовсю работала спецтехника. Ночью сильная метель засыпала подъезды к аэродрому, но полосы уже сияли чистотой. А на одной красовался крылатый 190-тонный гигант Ил-76, который даже в непогоду благополучно приземлился поздней ночью.
Нашим гидом стал начальник участка сервиса аэропорта Сергей Пестриков. Сергей Иванович рассказал, что сегодня аэропорт отвечает всем международным стандартам и благодаря современной более чем 2,5-километровой взлетно-посадочной полосе способен принимать самолеты любых типов, даже 400-тонные Ан-124 «Руслан» и большинство «Боингов».
Хотя пока, к сожалению, такие гиганты к нам не залетали. Но все равно в последние годы витебский аэропорт постепенно оживает. Только в 2014-м здесь приняли около 200 чартерных авиарейсов, организовали перелеты туристов на отдых в Турцию, пассажиропоток составил более 3,5 тыс. человек.
К слову, есть в Витебске и владельцы частных сверхлегких самолетов, которые сами же ими и управляют. Наш аэродром для них – стартовая площадка.
– Мы мечтаем, что Витебский аэропорт станет принимать и регулярные рейсы, а авиасообщение будет доступнее, – сказал Деду Морозу Сергей Пестриков. – А в Новом году хочу пожелать всем крепкого здоровья и хорошего настроения!
Одно из главных мест любого аэропорта – диспетчерский пункт подхода, из которого диспетчеры управлением воздушным движением ведут не только заходящие на посадку, но и пролетающие мимо самолеты, и каждый день таких сотни. И хотя современные аэробусы при необходимости могут садиться даже по приборам, без «глаз» с земли в авиации никак.
– Именно диспетчер может заметить при посадке или взлете отклонение самолета, задымление или невыпуск шасси, – объясняет опытнейший диспетчер, посвятивший авиации почти 40 лет, Михаил Суходолов. – Наша работа очень важна, особенно при плохой погоде, когда над аэропортом грозовой фронт. Бывало, из-за этого отправляли заходящий на посадку самолет на второй круг.
В диспетчерском пункте, как на командном мостике: отличный обзор, электронные карты, по которым медленно плывут изображения пролетающих самолетов, радиостанции, бинокль, множество прямых телефонов, обеспечивающих связь с белорусскими аэропортами. За всем этим следят руководитель полетов Андрей Валентионок и диспетчер Андрей Суворов. Они поведали Деду Морозу, что работают по графику, а значит, зачастую многие праздники для них не отличаются от будней. Но Новый год – исключение. И пусть елочки на диспетчерском пункте нет, но без чая и сладостей не обходится. Еще специалисты по секрету рассказали, что хотя у них строго регламентировано общение с экипажами пролетающих самолетов, в новогоднюю ночь они иногда нарушают правила и поздравляют их с праздником. С наступающими торжествами поздравили диспетчеров и редакционные Дед Мороз и Снегурочка.
Дежурный синоптик Ирина Дягилева совсем не ожидала увидеть в своем кабинете сказочных персонажей. Но к празднику подготовилась: украсила гирляндами большое кофейное дерево, которое вырастили всем коллективом. От работы Ирины зависит многое. Чем точнее метеоинформация, тем безопаснее взлет и посадка. Накануне нашего прихода огромный Ил-76 принимали в тяжелых погодных условиях – ветер достигал 19 метров в секунду. Вообще сразу разобраться в работе авиасиноптика непросто: уж слишком много информации проходит через него. Поэтому Дед Мороз не стал умничать, а просто угостил Ирину конфетами. В ответ синоптик пожелала в новом году всем нашим читателям летной погоды и яркого солнца над головой.
Затем мы оказались в штурманской комнате, где нас встретил начальник аэродромно-диспетчерского пункта Виктор Лосянков. Ему как раз легла на стол радиограмма о том, что из Москвы вылетел Ил-18 с делегацией официальных гостей на борту. Через 40-50 минут они окажутся в Витебске. Виктор Иванович сразу же с помощью селекторной связи приводит в боевую готовность все оперативные службы аэрофлота: медиков, пожарных, аэродромных рабочих, военизированную охрану и так далее. В авиации он почти 40 лет и за это время повидал всякое, но серьезных ЧП в Витебске не случалось. Хотя однажды у нас в экстренном порядке садился Ан-26, у которого в полете отказал один из двух двигателей, но все обошлось. Мы пожелали Виктору Лосянкову безоблачного неба, успехов, угостили конфетами и удалились, дабы не мешать заниматься важным делом.
С улыбкой встретили Деда Мороза и Снегурочку в здравпункте аэропорта. Фельдшер Татьяна Мясоедова каждый день проводит предсменные медицинские осмотры персонала, при необходимости оказывает помощь пассажирам. Мы пожелали медику оптимизма, радости и удачи в новом году.
На посту сказочные персонажи застали и начальника отдела таможенного оформления и контроля Витебской таможни Михаила Юденко и старшего инспектора Романа Игнатовича. Почти всю ночь они осматривали и оформляли документы для прилетевшего Ил-76. Но с нашим появлением у подуставших сотрудников настроения прибавилось. Тем более мы не поскупились на добрые пожелания, сувениры и сладкие угощения.
При нашем появлении не смог сдержать улыбку и человек в форме – инспектор подразделения авиационной безопасности военизированной охраны аэропорта Игорь Пашкевич. У Деда Мороза и Снегурочки запрещенных вещей не оказалось, чего не скажешь о некоторых пассажирах, которые порой пытаются пронести на борт пилочки для ногтей, ножницы или спиртное.
Накануне праздников Игорь пожелал всем мирного неба над головой, счастья и достатка.
Пока мы посещали службы аэропорта, к залу ожидания подъехал и заместитель председателя облисполкома Владимир Терентьев, встречавший гостей из России. Владимир Владимирович рассказал Деду Морозу и Снегурочке, что накануне Нового года у него всегда приподнятое настроение.
– Это добрый семейный праздник, который мы всегда с нетерпением ждем, – отметил Владимир Терентьев. – Я стараюсь уделить в это время больше внимания родным, но о работе не забываю. Традицией стало посещение в новогоднюю ночь главной елки Витебска на площади Победы.
Заместитель председателя облисполкома пожелал нашим читателям здоровья, счастья, финансового благополучия и любви.
Фото Дмитрия Осипова