Автор: . Дата создания:

Это ежедневная работа сотрудников ГАИ. Экипажи ДПС трудятся в три смены. В их задачи входит не только контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил и оформление ДТП, но и охрана правопорядка. Поэтому нередко госавтоинспекторам приходится выезжать на семейные скандалы, усмирять хулиганов во дворах и т. д. И все же мы привыкли видеть гаишников на краю проезжей части с жезлом и радаром в руках, пристально вглядывающихся в транспортный поток.  В одно из дежурств вместе с ними отправился корреспондент «ВВ».

Еще какая работа!

Рассказывал мне о нюансах службы представитель батальона ДПС капитан милиции Александр Казунко, который более десяти лет в Госавтоинспекции.

— Кто-то считает, что мы и не работаем вовсе: так, постояли, жезлом помахали, и все,  — говорит он. — Но наш труд, как и в любой другой профессии, имеет свою специфику и требует определенных знаний и навыков.

Инспекторам приходится стоять на дорогах и в дождь, и в снег, задерживаться после смены и жертвовать выходными, если того требует оперативная обстановка. Также немаловажно уметь общаться с людьми. Кто-то не в настроении, другие злятся, что попались на нарушении, поэтому не всегда беседа проходит в доброжелательной атмосфере. Но в любом случае сотрудник правоохранительных органов должен оставаться вежливым и владеть психологическими приемами, чтобы разрядить конфликт. Вот инспектор останавливает авто на проспекте Черняховского, водитель которого превысил скорость.

— Какой еще штраф за 60 км/ч? — возмущается мужчина.

— Во-первых, в центре города везде стоят знаки, ограничивающие скорость до 50 км/ч. Неужели не заметили их? Во-вторых, вы ехали 68 км/ч, что зафиксировано на видео, — отвечает ему Александр Казунко. — Но если у вас есть сомнения, можете обжаловать мои действия в суде.

Заплатив штраф — задумается

В ходе дежурства госавтоинспекторы постоянно меняют дислокацию: водители сигнализируют друг другу о наличии поблизости правоохранителей, также у многих имеются антирадары, рации.

— Дело не в том, что мы хотим наказать как можно больше граждан, — поясняет Александр Казунко. — Важнее профилактический эффект. Ведь человек, которому с помощью других или техники удается уходить от ответственности, продолжит нарушать правила. А заплатив штраф, в следующий раз он задумается, когда соберется нажать на педаль газа.

С этой же целью витебские гаишники практикуют и скрытую видеосъемку на нерегулируемых переходах. Один экипаж на авто без опознавательных знаков остается у «зебры», а мы отправляемся чуть дальше по ходу движения, чтобы останавливать тех, кто не пропускает пешеходов. Буквально через десять минут нам сообщают о первом нарушителе. Россиянин не отпирается, признает вину и получает минимальный штраф — 2 базовых величины. Следующий лихач оказался более несговорчивым.

— Я притормозил, но девушка осталась стоять на тротуаре, думал, что пропускает, вот и прибавил скорость. А она вдруг пошла…

— Но ведь машины слева от вас почему-то успели остановиться, а вы — нет, хотя должны были.

Пришлось показать ему запись, чтобы он перестал препираться.

Работая в таком режиме, госавтоинспекторам порой приходится сталкиваться с непониманием людей. К примеру, мы оставили свое авто на стоянке за многоэтажкой, а один из прохожих начал нас вычитывать.

— Вы не имеете права прятаться, должны оставлять патрульную машину на видном месте!

— Вам стоит ознакомиться с законом, регулирующим нашу деятельность, — отвечает на претензии Александр Казунко. — Мы можем нести службу в трех вариантах: открыто, скрытно и совмещая первый и второй вариант.

Байкеры под особым контролем

Большое внимание летом сотрудники Госавтоинспекции уделяют предупреждению и профилактике правонарушений со стороны водителей мотоциклов, мопедов и велосипедов.  При патрулировании улиц правоохранители их останавливают, проверяют документы и проводят профилактические беседы буквально с каждым.

— Владелец двухколесного транспортного средства на дороге более уязвим, чем автомобилист, – говоритАлександр Казунко. – Мы постоянно об этом напоминаем, призываем соблюдать Правила дорожного движения, но прислушиваются к нам, к сожалению, не все.

По словам госавтоинспектора, самые распространенные нарушения среди мотоциклистов — превышение скоростного режима, отсутствие водительского удостоверения соответствующей категории и регистрационных номеров. С начала 2016 года в области по их вине произошло 14 ДТП, в которых 4 человека погибло, 13 — травмировано.

Кроме того, лихачи без опознавательных знаков часто не останавливаются по требованию правоохранителей. Но постепенно таких «героев» становится меньше, ведь теперь уйти от ответственности проблематично: милиционеры скрытно следуют за ними на гражданских машинах, фиксируя на видео нарушения, и ждут, пока человек остановится, чтобы привлечь его к ответственности.  

— Сегодня все больше мотоциклистов становятся законопослушными: регистрируют в ГАИ и страхуют транспортное средство, номера не снимают, — уточняет Александр Казунко. — Серьезной проблемой остается лишь их желание погонять.

Наше дежурство это подтвердило. Мы встретили около десяти байкеров, и ни один из них не пытался скрыться. Документы у всех оказались в порядке.

Фото Эдуарда КАРОЛЕВИЧА.