Практику внедрения цифровизации в систему налогообложения с учетом изменений налогового законодательства на примере Оршанского района изучала Постоянная комиссия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам.
На базе ИМНС по г. Орша и Оршанскому району прошло выездное заседание с участием председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмилы Нижевич, председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяны Рунец, первого заместителя министра финансов Дмитрия Кийко, заместителя министра по налогам и сборам Игоря Скринникова, представителей Витебского облисполкома, Оршанского райисполкома и ИМНС по Витебской области, а также субъектов среднего и малого бизнеса.
– Цель мероприятия – провести анализ, как на практике работают те изменения, новшества Налогового кодекса, которые были введены с 1 января текущего года. А также непосредственно в беседе с представителями малого и среднего бизнеса, нашими налогоплательщиками определить «болевые» точки, – отметил заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Петр Вабищевич. – В этом году с 1 января введен налог на профессиональный доход. И уже достаточное количество налогоплательщиков перешло на новую электронную платформу – более 50 тыс. Так, в среднем за неделю переходит порядка 1000 – 1200 человек. Нам очень важно понимать, как непосредственно на примере Оршанского региона воспринимается это новшество, есть ли какие-то замечания к самой платформе. Может, что-то нужно упростить в плане администрирования налогов и др., чтобы было проще работать.
Регион выбран платформой для анализа неслучайно. ИМНС по г. Орша и Оршанскому району – одно из лучших подразделений министерства в части администрирования как налоговых баз плательщиков, так и всех процессов. Помимо самого района, инспекция курирует еще 4 близлежащих региона – это достаточно большой срез не только крупных предприятий, но и малого, среднего бизнеса, а также непосредственно плательщиков, которые работают в сельской местности.
– Уже на протяжении нескольких лет как в экономике, так и ряде государственных органов проходит процесс цифровизации по обслуживанию, мониторингу, администрированию баз, – рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Виталий Васюков. – В том числе сегодня серьезными темпами в данном направлении двигается и Министерство по налогам и сборам. Мы будем изучать на местах, как все происходит, выявлять проблемы для того, чтобы решать их на уровне государственных органов.
В свою очередь Игорь Скринников подчеркнул, что то количество плательщиков, объектов налогообложения, которое приходится администрировать министерству в настоящее время, требует абсолютной цифровизации.
– Мы хотим показать депутатскому корпусу, насколько в последнее время цифровизировалась налоговая служба, – сказал замминистра. – Без автоматизации процессов учета плательщиков налогов, процесса расчета, предъявления, обеспечения контроля взыскания наша работа была бы просто-напросто невозможна. Поэтому достаточно много сервисов к настоящему времени реализовано, и сегодня мы показываем депутатскому корпусу, насколько мы их используем. Наша задача – работать над ошибками и совершенствовать эту работу. Акцент на малый и средний бизнес, поскольку это во многом наиболее уязвимая категория, которая требует особого внимания со стороны государства, налоговой службы в плане оказания помощи – для того, чтобы порядок учета администрирования, исчисления налоговых платежей был простым и понятным.
За круглым столом обсудили вопросы развития электронных услуг налоговой службы, цифровую платформу – налог на профессиональный доход, а также порядок организации дистанционного взаимодействия с плательщиками на примере инспекции по Оршанскому району. Говорили и о возможном упрощении налогового администрирования для индивидуальных предпринимателей.
После заседания его участники посетили РУПТП «Оршанский льнокомбинат», вели речь об использовании дистанционных способов взаимодействия с налоговой службой.
В целом проведение такого рода мероприятий поспособствует целенаправленной работе Постоянной комиссии по совершенствованию налогового законодательства.
Фото Ольги ХАЕЦКОЙ.