Автор: . Дата создания:

«На все руки мастер», — говорят про Чеслава Черновского. И не только в витебской школе №10, которой этот удивительный человек посвятил более 30 лет, работая учителем трудового обучения.

Кажется, ну что здесь такого? Обычная профессия, ничего в ней примечательного или особенного. Но здесь тот случай, когда дело не в профессии, а в призвании и творческом подходе. Кстати, в этой же школе училась его дочь, вернулась сюда дипломированным специалистом, работает дефектологом. Да и вся семья Чеслава Зеноновича педагогическая. Жена преподает в младших классах, зять — географ. И сам «трудовик» всей душой прикипел к ученикам. Как подметили в педколлективе, специалисты данного профиля вообще редко надолго задерживаются в одном учебном заведении. Значит, любит человек свою работу по-настоящему. А сделано им для школы немало: и мастерские укомплектованы оборудованием, и методические пособия разработаны. Да и то, что руки у Чеслава Зеноновича золотые, никто спорить не станет. Карнизы, переборки, деревянные узоры и экспозиции, мебель — многое изготовлено им и его учениками. Помогал даже реставрировать экспонаты для краеведческого музея. А сколько ребят за эти годы научилось не просто работать с железом или деревом, хотя и это дорогого стоит, а видеть в подручном материале будущее произведение искусства! К тому же для многих благодаря увлечению обозначился трудовой и жизненный путь.

В школе для уроков труда отведено 3 кабинета. Один оборудован станками для металлообработки, второй предназначен для слесарных работ, в третьем стоит циркулярная пила, чтобы не мусорить в учебных помещениях. У Чеслава Черновского все разложено строго по полочкам: инструмент — на своих местах, заготовки — на своих. Везде все убрано и чисто, как будто тут никто и не занимался. Но звенит звонок — и дети приходят на урок. Это ребята с 5 по 9 классы. Они приучены на занятиях быть в халате или переднике с нарукавниками, строго соблюдать дисциплину, убирать за собой, аккуратно складывать инструмент. И хоть учитель с виду не строгий, порядок у него исключительный.

Что касается интерьера, он здесь весьма своеобразный. К примеру, при входе в одну из мастерских взгляд задерживается на диковинном стуле. Очень уж похож на трон. Хозяин «дворцового» предмета мебели рассказывает, что это точная копия стула из панского имения конца XIX — начала XX веков. Его в свое время привозили из Витебского областного краеведческого музея на реставрацию. Чеслав Зенонович сделал чертежи раритета, который затем стал объектом труда в школе. Так же появилась и копия бельгийского граммофона 1905 г. выпуска.

А есть еще и старинные часы, учитель коллекционирует их более 30 лет. Правда, дело это недешевое. Да и интерес существует только к подлинникам мировых брендов и их механизмам. Впрочем, собирать старинные вещи — часы, утюги, самовары — уже стало давним увлечением для Чеслава Зеноновича. А для юного поколения это место, где можно соприкоснуться с давно минувшими временами. Кстати, экспонаты на стене мастерской выполняют еще одну немаловажную функцию: они прикрывают собой вытяжку от станков, придавая помещению более эстетичный вид. Здесь же размещены творческие работы учащихся, картины маслом и акварелью учителя, закончившего в свое время художественно-графический факультет Витебского пединститута им С. Кирова. Получился своеобразный выставочный зал с производственным уклоном.

Наглядные пособия, а это более 200 стендов, также сделаны Чеславом Черновским. Признается, что самому было интересно их разрабатывать и оформлять классы. Здесь нарисованы и описаны все необходимые операции под имеющиеся станки. Вот серия токарных работ, вот слесарные схемы, приемы работы с напильником… В современных учебниках этого не найти.

Что бы ни говорили про нынешнее поколение, педагог со стажем утверждает, что и сегодня попадаются очень даже толковые парни. Их заметно с первых занятий. Многие затем продолжают обучение по данному профилю.

— Учился у нас недавно, к примеру, Денис Панков, — говорит Чеслав Зенонович, — после школы поступил на художественно-графический факультет ВГУ им. П. Машерова. Не понравилось. Пришел ко мне за советом, что делать дальше. Я сказал: если не твое — не останавливайся, ищи свой путь. И он при конкурсе 24 человека на место поступил в Белорусскую государственную академию искусств на факультет дизайна. Думаю, что в этом есть и мой вклад.

Конечно, увлеченный человек всегда отличается от других. Даже в организации рабочего места. К примеру, в классах по труду окна сплошь уставлены цветами. Согласитесь, для мужской компании это не совсем обычно. Тем не менее кактусы, алоэ, гранат и плодоносящий лимон чувствуют себя абсолютно комфортно, привнося в уроки особый колорит.

Об истоках своих привязанностей Чеслав Черновский размышляет:

— Я рано остался без отца, он был хороший кузнец. А дед у меня – известный на всю округу бондарь. И он, кстати, очень умно поступал со мной, мальчишкой. Говорил: «Ой, внучок, не успеваю, помоги насадить бриды, натянуть обруч». Он не заставлял, просто просил помочь, давал что-нибудь постругать. Когда я подрос, брал меня в лес, чтобы выбрать дерево для определенных работ. Я ходил с ним и незаметно для себя учился распознавать, где какая ель, к чему пригодна, как ее распилить, расколоть, как правильно сушить клепки. И я очень благодарен ему за эту науку. В жизни все пригодилось.

Фото Надежды Фондаренко