Автор: . Дата создания:

В последнее время интернет прочно вошел в нашу жизнь. Среди большого потока информации, размещенной во всемирной паутине, можно найти что угодно. Но особое место занимают социальные сети, которые являются не только популярным средством общения, но и инструментом для достижения различных целей.

 

Так, персональные странички заводят учреждения, общественные организации, фирмы, чтобы оперативно доносить информацию о своей работе или проводимых мероприятиях. Это очень удобно: одна запись, и о событии мгновенно узнает большое количество людей.

Активно и интерактивно

Среди обширной веб-аудитории есть представители разных возрастов, но, безусловно, интернет остается территорией молодых. Едва только ребенок осваивает компьютер, он заводит свою страничку — не без помощи взрослых, конечно. А бывает, что родители не спешат пускать чадо во всемирную паутину и всячески тому противятся, тем не менее вынуждены сдаться, потому что зачастую учителя создают в социальных сетях обучающую площадку.

Информационные технологии находят широкое применение во многих сферах деятельности человека, — поясняет  учитель математики витебской СШ №28 Наталья Плют. — Образование не может и не должно стоять особняком от этого процесса, и учителя, несмотря на консервативность деятельности, обязаны шагать в ногу со временем. Для работы с классом зачастую приходится использовать дополнительный материал из разных учебных пособий, самостоятельно разрабатывать упражнения, тесты, памятки. В связи с этим возник вопрос о распространении данной информации среди моих учеников. Конечно, ее можно размножить на бумаге, но это влечет за собой дополнительные затраты. Выход подсказала жизнь, вернее, сами ребята.

Необходимый учебный материал они поместили в социальной сети. Я подумала и решила создать свою страничку. Веду ее уже 4 года, у меня 172 друга в соцсети «ВКонтакте». Среди них есть коллеги по школе, родители учащихся, теперешние и бывшие ученики.  Я задала посетителям моей странички в соцсети вопрос: «Полезна ли тебе (Вам) информация с моей странички?», и не было получено ни одного отрицательного ответа. 

Всего должно быть в меру

В то же время специалисты в области психиатрии предупреждают: дети рискуют подхватить интернет-зависимость. Она начинается еще в дошкольном возрасте, когда не умеющие читать и писать малыши самостоятельно находят в сети мультфильмы и игры. Взрослые не могут нарадоваться успехам сообразительных крох, не понимая порой, чем это может обернуться.

При работе с компьютером происходит сильная концентрация внимания на действии, происходящем на экране, и на разнообразной информации с визуальным контентом. В итоге развивается своеобразный транс и теряется ощущение реального времени, – поясняет ассистент кафедры психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, врач-психиатр, врач-психотерапевт Сергей Попов. — Происходит зависание или застревание в компьютере с невозможностью оторваться от экрана по нескольку часов. Это вызывает чувство пресыщения , но потребность к взаимодействию с другими людьми остается, что вновь заставляет ребенка обратиться к компьютеру для утоления этого голода, который опять и опять не утоляется, потому что чувство пресыщения ложное. Все это повышает риск формирования компьютерной зависимости.

Излишний интерес к интернету объясняется тем, что человеку любого возраста свойственно любопытство. Неиссякаемый источник информации подогревает его желание узнать что-то еще. С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Но с другой — еще не окрепший морально ребенок, погрузившись в виртуальное общение, выпадает из реальной жизни. Важно понимать: чем больше времени он проводит в соцсетях, тем меньше возможностей и желания наладить связи в реальности. По словам Сергея Попова, для нормального психического и социального развития ребенку необходим контакт с людьми: это является основой понимания окружающих, себя, своего места в мире и самого мира. Общение должно быть достаточно длительным и разнообразным.

Психика работает по «принципу удовольствия», т. е. автоматически выбирается то, что связано с меньшими усилиями. Так, компьютер требует минимального количества усилий, поэтому существует риск, что такое общение станет суррогатным заменителем реального. Вместо того, чтобы быть дополнением к нему.

Если такая замена происходит, то развитие психики (эмоций, воли, убеждений, способностей к эмпатии и сопереживанию) приостанавливается из-за отсутствия реального опыта общения с людьми разного пола, возраста, разных социальных групп и национальностей, — подчеркивает Сергей Попов.— Ведь как отличается искренняя радость при личной встрече от «лайка» пользователя, за аватаркой которого порой стоит вообще неизвестный или малознакомый человек. И сотни-тысячи друзей в соцсети не могут заменить одного реального друга.

Самый распространенный итог зависания в интернете — через несколько лет ребенка просто не заманишь во двор, чтобы погонять мячик или поиграть в прятки. Ко всему прочему это отсутствие физической активности, а также реальная угроза зрению. К сожалению, наглядных примеров тому множество. Поэтому, усаживая сына или дочь за компьютер, нужно заранее беспокоиться о их здоровье. Конечно, полностью лишить дитя удовольствия не получится, но установить четкие правила необходимо: сколько и когда он может провести времени за компьютером.

Как пояснил заведующий Витебским филиалом медицинского центра «Новое зрение» Алексей Ходасевич, для детей младшего возраста 20 – 30 минут в день —  верхняя планка, повышение которой грозит близорукостью. Не стоит злоупотреблять и более старшим ребятам. От себя хочу отметить, что работа за компьютером существенно сказалась на здоровье моих глаз: уже пора носить очки. А еще 10 лет назад  я могла похвастаться отличным зрением.

Родительский контроль

Несмотря на то, что социальные сети были созданы с благими намерениями, назвать их безопасным местом для общения нельзя: там слишком большой поток ненужной информации — от имеющей возрастные ограничения до запрещенной. Кроме того, интернет в качестве инструмента используют всевозможные хакеры и мошенники, что иногда заканчивается плачевно.

Педагоги и родители следят за тем, чтобы на детских страничках не появлялись диалоги с нецензурной бранью и оскорблениями, сомнительные ролики,  фото и прочие порочащие репутацию моменты.

Но если некоторые вещи очевидны — понравившиеся ребенку события, картинки, афоризмы, участие в публичных обсуждениях, то кое-что может остаться в тайне от общества. Это личная переписка, за которой сложно уследить, особенно когда ребенок предоставлен сам себе и удаляет все сообщения. Но внимательные родители наверняка сталкивались с тем, что подросткам пишут взрослые «дяди»: «Ты красивая», «Давай встретимся» и прочие, отнюдь не приятные для пап и мам, предложения.  Если реакция взрослых понятна, то неизвестно, как бы разобрался с этим ребенок самостоятельно. Правоохранители призывают родителей внимательнее относиться к досугу своих детей и незамедлительно сообщать о подозрительных фактах — тревожные сигналы не останутся незамеченными.

Как отметил старший оперуполномоченный УНиПТЛ УВД облисполкома Денис Шкурко, в Беларуси было несколько случаев, когда преступники шантажировали подростков именно посредством соцсетей. Например, мужчина создавал страничку с ложными данными и добавлялся в друзья к школьникам. С некоторыми из них завязывалась переписка, в ходе которой злоумышленник на условиях анонимности просил показать ему интимное фото. После этого начинался откровенный шантаж: если ты не пришлешь еще, я покажу это всем твоим друзьям, учителям и родственникам.

А на Витебщине возбуждены уголовные дела в отношении лиц, которые переписывались с несовершеннолетними и сбрасывали им порнографические видео.

* * *

Вывод напрашивается сам собой: взрослым надо быть друзьями для своих детей — в первую очередь в жизни, а потом уже в социальных сетях, потому что доверительные отношения – лучшая гарантия  безопасности.

Фото из открытых источников.