– Татьяна Антоновна, для начала охарактеризуйте систему дошкольного образования области.
– Она представлена 615 учреждениями, реализующими программу до-школьного образования. Непосредственно детских садов 438, в том числе 9 дошкольных центров развития, 5 садов санаторного типа, 4 специальных учреждения, где обучаются дети с особенностями психофизического развития. Остальные 177 – учебно-педагогические комплексы (сады-школы). Сейчас дошкольные учреждения посещает около 49 тысяч детей до шести лет.
– В последнее время, к счастью, наблюдается рост рождаемости. Достаточно ли мест в дошкольных учреждениях?
– Ежегодно в области рождается около 13 тысяч детей. Благодаря внедрению новых форм дошкольного образования, как, например, групп выходного дня, временного пребывания, адаптационных групп, сезонных и игровых площадок, 79% детей посещают сады, которые вполне справляются с возрастающим количеством воспитанников. При государственном нормативе обеспеченности местами в дошкольных учреждениях 85% от количества детей до шести лет областной показатель – 95%. Некоторая напряженность чувствуется лишь в детских садах шаговой доступности, особенно в новых микрорайонах.
– Цифры впечатляют, но не значит ли это, что места для детей в садиках появляются за счет переполненности групп?
– В какой-то степени это действительно так. Однако ситуация некритичная. Хотя есть дошкольные учреждения, в которых группы состоят из 28-29 воспитанников при нормативе не более 20 человек. Это вынужденное исключение и наблюдается только в спальных микрорайонах. Выбор дошкольных учреждений у родителей есть всегда, но большинство хотят посещать сады возле дома, несмотря на то, что они порой переполнены. Положение может исправить только строительство новых учреждений, что на Витебщине делается и будет делаться.
– Но это дорого и занимает длительное время. Как вы думаете, почему до сих пор в области нет частных дошкольных учреждений?
– Управление образования всегда открыто для предложений частных, даже иностранных, инвесторов, но пока инициативу никто не проявляет. Объяснить это, наверное, можно тем, что сейчас проще зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и предоставлять услуги, например, по организации игровой, развивающей деятельности для детей,
услуги няни и так далее. Тем более для этого со стороны управления образования никаких согласований не требуется, не в нашей компетенции и контроль за такой работой с детьми.
Но предпринимательство далеко от дошкольного учреждения как учебного комплекса, где реализуется программа дошкольного образования, работают квалифицированные специалисты, организовано качественное питание и так далее. Для его создания нужны деньги, которые вряд ли окупятся быстро, и бизнесмены это прекрасно понимают.
– Но в соседней России множество мини-детских садов в квартирах, на первых этажах многоэтажек…
– Это вовсе не панацея. В Беларуси предпочтение отдается государственному дошкольному образованию, строятся современные детские сады – с просторными спортивными и музыкальными залами, бассейнами. В области сейчас возводится четыре таких объекта (в Витебске, Глубоком, Оршанском районе).
– Многие родители переживают, что в переполненных группах их детям может уделяться недостаточно внимания. Насколько это обоснованно?
– Многое зависит от мастерства педагога. Ресурс детских садов сегодня позволяет составлять планы работы так, чтобы внимания хватало всем. В приоритете личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход к воспитанию. Кроме того, во всех дошкольных учреждениях по запросам родителей предоставляются образовательные услуги сверх базовых, в том числе на платной основе. При необходимости даже организуется обучение на дому. С другой стороны, кто сказал, что воспитание коллективом и в коллективе – это плохо, особенно для маленьких детей?
– Как вы оцениваете профессиональный уровень педагогов-до-школьников? По-прежнему ли существует их нехватка?
– Благодаря увеличению набора по специальности «Дошкольное образование» в ВГУ имени П. Машерова вопрос с обеспеченностью кадрами решается более эффективно. В этом году городские дошкольные учреждения укомплектованы специалистами полностью, есть проблемы лишь в сельской местности, да и то не везде. Дело в другом. Пока лишь 39% воспитателей области имеют специальное дошкольное образование, как этого требует законодательство. Это значит, что педагоги других специальностей (кроме начальных классов) без соответствующей переподготовки не имеют перспектив для роста: не могут повышать свою квалификационную категорию, теряют в заработной плате. Но Министерство образования в этом плане занимает твердую позицию, и изменений ждать не стоит. Я считаю это оправданным, если говорить о качестве образования и безопасности детей. Почему воспитатель детского сада не претендует на работу учителя-предметника, а, например, математик может работать в дошкольной сфере, где совершенно другая специфика?
Поэтому мы ориентируем воспитателей садов без специального образования на переподготовку, заочную форму получения высшего дошкольного образования. За последние несколько лет ее уже прошли около 300 педагогов. В течение ближайшего времени, думается, ситуация выровняется. Сейчас в детских садах Витебщины трудится более 7 тысяч педагогов, 54% из них с высшей и первой квалификационными категориями, средний возраст воспитателей – около 40 лет.
– В последние годы имидж профессии учителя повышается вместе с зарплатой. Можно ли сказать такое о воспитателях?
– Судя по тому, что в городах в детских садах нет свободных вакансий, профессия воспитателя – не самая плохая для женщины. Хотя зарплата, конечно, оставляет желать лучшего: в среднем около 3,2 млн рублей в месяц. Она может быть больше за счет введения надбавок за контракт, оказания педагогами платных образовательных услуг, повышения квалификационных категорий, использования возможностей Декрета Президента Республики Беларусь №29.
– Педагоги часто жалуются на загруженность бумагами. Как с этим обстоят дела в детских садах?
– Если честно, то это инициатива отдельных дошкольных учреждений. Сегодня Министерством образования четко определен документооборот.
– Будет ли повышаться стоимость пребывания детей в саду?
– У нас социальное государство, и вряд ли детский сад когда-нибудь станет в этом отношении недоступным для большинства семей. Родители оплачивают лишь стоимость продуктов, причем сейчас введена дифференцированная оплата за питание. По желанию можно отказаться от полдника или ужина и заплатить меньше, но при этом нельзя забывать о здоровье ребенка. В месяц в среднем сейчас выходит около 600 тысяч рублей. Из государственного бюджета финансируются все коммунальные услуги, зарплата работников и многое другое. Полная стоимость содержания ребенка в саду составляет примерно 2,2 млн рублей ежемесячно.
– Как управление образования относится к так называемым добровольным родительским взносам, спонсорской помощи? Насколько они необходимы?
– Ключевое слово здесь – добровольность. Вопросы дополнительного финансирования решаются органами самоуправления, к которым относятся попечительский совет и родительский комитет. Сотрудники детских садов не имеют права что-то навязывать. С другой стороны, стоит понимать, что дошкольное учреждение – это не только помещение отдельной детской группы, но и территория, коридоры, кровля и так далее. Ежегодно областной и местные бюджеты выделяют миллиарды рублей на поддержание всего этого в достойном виде. Многое делается в садах за счет средств, полученных от оказания образовательных услуг на платной основе. Другое дело, если это касается учебных принадлежностей, пособий для индивидуальной работы с детьми.
– Насколько болезненны дети, посещающие детские сады?
– По статистике, в прошлом учебном году каждый воспитанник в среднем пропустил 4,4 дня в месяц (по республике – 4,5). В 2013 – 2014-м областной показатель был 4,9. Сейчас в садах многое делается в сфере здоровьесберегающих технологий, большую роль играют сбалансированное рациональное питание, закаливающие процедуры, оптимальная учебная нагрузка, физическое развитие и двигательная активность ребенка. Поэтому есть и результат.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный детский сад?
– Можно много говорить о прекрасной материально-технической базе, современном оборудовании, развивающих игрушках, но я убеждена, что все же главное – это квалифицированные, любящие детей педагоги. Ведь в дошкольном возрасте важен не столько объем знаний, сколько развитие всех психических процессов и личности ребенка в целом. Если в детском саду педагог научит маленького человека познавать мир, то ребенок вырастет успешным.
Фото Александра Кутынко.