Автор: . Дата создания:

Повышение престижа педагогической профессии, статуса учителя и его роли в обществе, другие острые вопросы обсуждали педагоги Витебщины на очередной коллегии управления образования. На повестке дня – подведение итогов работы отрасли за минувший год и задачи на 2015-й. Лейтмотивом встречи, на которой присутствовали также представители местной власти, внутренних органов, здравоохранения, МЧС, стало совершенствование образовательного процесса на всех уровнях от дошкольного до высшего.

В 2014 году введены в эксплуатацию несколько объектов, которые позволили улучшить образовательную инфраструктуру области: детский сад в Витебске, спальный корпус кадетского училища, 3 жилых дома для семей, воспитывающих детей-сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В следующем году, подчеркнул в своем выступлении начальник управления образования облисполкома Иван Щурок, необходимо продолжить строительство детских дошкольных учреждений в Витебске, Орше, Оршанском районе, яслей-сада-начальной школы в Новополоцке, базовой школы на 120 мест в Сеннеском районе, 2 жилых домов в Городке и Поставах для семей, воспитывающих детей-сирот. В планах также – начать возведение детсада в Глубоком.

Несмотря на то, что социальные стандарты по обеспечению местами в дошкольных учреждениях области выполнены, новые объекты позволят улучшить ситуацию, та как количество детей увеличивается. Только в минувшем году на Витебщине дошколят стало почти на 1000 больше. По-прежнему актуальна проблема устройства в детский сад шаговой доступности в микрорайонах-новостройках. Частично она решается за счет организации подвоза, открытия семейных маршрутов, также помощь родителям осуществляется в виде групп кратковременного пребывания. В перспективе напряженность позволит снять открытие частных детских садов, дошкольных учреждений на 2-3 группы на первых этажах жилых домов в городской местности.

Возросло также и число первоклассников на Витебщине: в минувшем году за парты село на 200 человек больше, но в целом количество учащихся сокращается. За 2014-й закрыто 22 учреждения общего среднего образования, 34 – реорганизовано. Оптимизированы 11 профессионально-технических и средних специальных заведений. По мнению Ивана Антоновича, именно сфера подготовки квалифицированных кадров в соответствии с запросами рынка труда, заслуживает особого внимания и кропотливой работы. Будущее он видит в создании образовательных объединений (кластеров), которые будут совмещать в себе профильный вуз, базовый региональный колледж и профессионально-технический лицей. Набор надо осуществлять исходя из потребностей нанимателей в каждой из отраслей: сельского хозяйства, строительства, легкой и текстильной промышленности, здравоохранения. Индивидуальный подход и непрерывная интегрированная система профессионального образования позволят получать квалифицированных и востребованных специалистов. Качественно и по-новому должна проводиться профориентационная работа, в выборе будущей специальности школьником должны бпринимать участие и родители.

Еще одна проблема, которой коснулись в ходе обсуждения, – дефицит кадров, особенно педагогов иностранного языка и воспитателей дошкольных учебных заведений. Нехватка последних обусловлена невысокой заработной платой: если в целом в сфере образования она составляет более 5,5 млн рублей, то педагог-дошкольник в зависимости от квалификации и стажа получает порядка 3,5 млн. Что касается учителей-«иностранцев», то вместо необходимых 125 их на работу прибыло только 92, оставшиеся вакансии закрыты путем продления трудовых отношений с преподавателями, достигшими пенсионного возраста. Помочь закрепиться специалисту на рабочем месте можно только при тесном взаимодействии с местными органами власти. Достойные социально-бытовые условия, ежемесячная материальная поддержка, а также разовая единовременная выплата тем, кто продолжает работать после окончания распределения, заключает контракт на срок не менее трех лет, должны повысить заинтересованность педагогов остаться в районе.

– Все финансовые поощрения должны быть обоснованы. Если есть результаты, ученики показывают хороший уровень знаний на областных, республиканских и международных олимпиадах, то труд педагога необходимо оценить, – считает Иван Антонович.

Представители Витебщины в прошлом году достойно себя показали на республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», заняв первое общекомандное место. Школьники Придвинья получили 91 диплом республиканских предметных олимпиад и 15 похвальных отзывов. Регулярно они привозят награды и с международных интеллектуальных соревнований.

Положительные результаты в очередной раз свидетельствуют о качественной и кропотливой работе педагогов Витебщины с подрастающим поколением.

Фото Антона Степанищева