– Но ведь бывает такое, что где-то вне дома ребенок ведет себя нормально, а в семье все меняется.
– Значит, проблемы в семье. Больной ребенок будет одинаково плохо себя вести как на людях, так и дома. А если это существует только в рамках семьи, то и проблемы нужно искать именно там. А они бывают разные. Например, довольно распространенная ошибка воспитания, когда родители свои неудовлетворенные желания и амбиции стараются реализовать в детях. Это очень тонкая грань: «хочу» взрослых и «могу» ребенка. Неправда, что из любого ребенка можно воспитать, к примеру, чемпиона, если его тренировать. Иногда дети уходят в такую болезнь, как невроз, чтобы оградить себя от высоких требований родителей.
– А откуда берутся детские страхи и почему их нельзя игнорировать?
– Любой ребенок чего-то боится, ведь он познает мир. Но одно дело – страх познавательный, когда он пережит и все опять стало на свои места. И другое – страх, который мешает дальнейшему социальному формированию. Когда большую часть времени у малыша занимают мысли об этом страхе, боязнь проявляется даже на физическом уровне – возникают подергивания, заикание. Другими словами, опасно, когда страх – это не только стресс, но и физический ответ организма. Тогда ребенок начинает избегать тех ситуаций, которые могут его спровоцировать. Вот тогда страх нельзя игнорировать. Родители должны это понимать. К примеру, если ребенок очень боится темноты, то лучшее купить красивый ночник, чем потом лечить невроз. Пройдет время – и надобность в этом предмете отпадет. Нельзя оставлять дитя наедине со страхом, и бесполезно уговаривать его, что темнота не страшна. Маленькому человеку сложно воспринимать слова, он мыслит иначе. У детей очень богатая фантазия, и они реально воспринимают все то, что рисует их воображение. Потом в зависимости от темперамента, предрасположенностей, наследственности выстраивают в противовес своим страхам психологическую защиту. Если в наследство досталась не очень здоровая, невротическая психика, это обязательно скажется. У таких детей страхи могут вызвать нарушения, которые потом скажутся на всей взрослой жизни. Я придерживаюсь мнения, что все недуги идут из детства. Если покопаться в любой болезни, то ее первопричину стопроцентно найдешь в нежном возрасте. Поэтому анализировать нужно любой страх. Иначе это может вызвать какое-либо заболевание. Подумайте сами: состояние боязни вызывает сужение всех сосудов, что ведет к уменьшению кровоснабжения организма, а это – к нарастанию напряжения, вследствие чего изменяется работа всех органов и систем. И чем чаще это происходит, тем быстрее возникает предрасположенность к какому-либо заболеванию, возникающему на психосоматическом уровне.
– Насколько серьезными могут быть такие недуги?
– Достаточно тяжелыми. К примеру, бронхиальная астма. От страха происходит сжатие дыхательных путей, что провоцирует нехватку воздуха. Это входит в привычку, а потом дело может осложниться и аллергией. Проявления бронхиальной астмы могут быть серьезными: от потери сознания до приступа навязчивого кашля. Бывает, что лечение у педиатра не дает никакого результата, кашель не проходит. В таком случае разберите ситуацию со страхами. Они могут привести к таким симптомам, как тики, заикание, недержание мочи или кала.
– Елена Леонидовна, быть может, вы вспомните наиболее типичные и яркие случаи из своей практики, когда серьезные проблемы начались действительно с детского страха?
– Часто детей пугает замкнутое пространство, к примеру, лифт. Недавно мы наблюдали мальчика, который боялся не только грузоподъемной кабины, но и просто шагать по лестнице. При этом в 4,5 года он практически не разговаривал. Начали анализировать, оказалось, родители ребенка скупы на эмоции. Для них погладить собственное дитя, обнять, посмотреть ему в глаза, поцеловать и просто сказать хорошее слово, очень сложно – они так воспитаны. Мало того, что взрослые между собой практически не разговаривают, так еще и сыну недодают общения. А ведь детям, да и родителям, важны и речь, и прикосновения! Когда ребенка просто берут на руки, это дает ощущение защищенности, спокойствия. А этому малышу просто не с кем поговорить, и со всеми своими страхами он остался один на один. То, что сам себе нафантазировал, с тем и жил. Отсюда и нарушение поведения. Мальчик из страха стоял перед дверью, чтобы только его не выводили на улицу, лишь бы не ехать в лифте и не идти по лестнице. Психолог, с которым он работал, начал с ним разговаривать, рисовать. И свое напряжение ребенок отработал в процессе занятий. Однако жить-то ему дальше с родителями!
Еще один яркий пример – девочка, которую мучали ночные кошмары. А страхи, отличающиеся периодичностью и постоянством, могут свидетельствовать о больших проблемах – о начавшихся эпилептических приступах или же опухоли головного мозга. К примеру, эта девочка все время видела змею, которая на нее нападала и поглощала. Впоследствии у нее обнаружили опухоль мозга. А вообще нужно разбираться – в какую половину ночи возникает страх, как часто, цикличность, периодичность, что ребенок видит, что помнит.
– А бывает, что детские страхи провоцируют сами взрослые?
– Я бы вообще посоветовала взрослым следить за тем, что они говорят детям. «Не ходи на улицу, тебя дядя заберет», «Милиционеру отдам» – знакомо, правда? Задача родителей – учить детей рассказывать о том, что он видит, слышит, чувствует. Нужно слушать и слышать ребенка. А если он маленький и словарный запас еще не так велик, то речевые пробелы можно восполнять рисунками.
Хочу также обратить внимание на телепередачи, которые провоцируют возникновение страхов. К примеру, «Битва экстрасенсов». У детей от них просто психоз начинается! Недавно у нас проходила лечение девочка-подросток, насмотревшаяся всех этих экстрасенсов. Очень творческая натура, остро воспринявшая все увиденное, что и привело к проблемам. Кстати, в подростковом возрасте несколько стираются грани между реальным миром и фантазиями, между белым и черным. А подростки творческого склада вообще особо уязвимы.
Страхи могут появиться от какого-то эмоционального потрясения, толчка. В данном случае им стала «Битва экстрасенсов». Но проблемы провоцируют как эмоционально отрицательные, так и эмоционально положительные события. У ребенка может и не быть энуреза, но не удивляйтесь, если он появится, к примеру, после похода в цирк. Посмотрите на представление глазами трехлетнего малыша! Он ведь маленький, для него и без того все вокруг громадное, а в цирке еще «дразнят» преувеличенными размерами: клоуны – в огромных башмаках, штанах с гигантскими пуговицами, с большим носом, ртом до ушей. И взрослому станет не по себе, если представит рядом с собой человека, который настолько больше его самого. Что уж говорить о ребенке, тем более если он эмоционально впечатлительный! Вот и возникает недержание мочи, заикание, тики. Недавно был как раз такой случай. Занимались с малышом, лечили его, уже были положительные результаты, а потом бабушка решила сделать доброе дело и сводила ребенка в цирк. Все наши усилия сошли на нет – у малыша напряжение, страх, все начинаем сначала.
– Но как детям объяснить, что можно, а что нельзя? Запреты
ведь малоэффективны.
– Запреты на детей вообще не действуют. Это удел слабых. Здесь нужны воспитание, личный пример и возможность дать альтернативный вариант тому, что нельзя. Я не говорю, что необходимо все запрещать – те же игры, компьютер, но нужно следить, чтобы это было всего лишь увлечением, а не становилось образом жизни. У каждого своя грань, дети ведь разные. Одному, например, и пять минут нельзя смотреть разного рода ужастики – такому только в шахматы играть, а другой два часа будет сражаться с виртуальными врагами в компьютерной игре, и ему хорошо. Третьему неинтересно играть сидя, ему лучше побегать. Беда, когда дети «застревают» в том же компьютере. Недавний случай – мальчик, у которого родители отняли компьютер, потому что словесные убеждения не действовали. Сын схватился за нож - началась ломка. В 12 лет, когда психика очень гибкая, у ребенка отняли то, что доставляет удовольствие – агрессия будет закономерной. Это все равно, что у алкоголика отнять спиртное, у наркомана – наркотик. Чувствуйте эту грань, не допускайте перерастания увлечения в зависимость.
– Но бывает, что и у относительно взрослого человека возникают такие проблемы..
– С компьютерной зависимостью к нам и в 27 лет обращаются, и старше. В ряде случаев паспортный возраст не совпадает с психологическим. То есть взрослый человек
– разносторонняя личность, он несет ответственность за свои поступки, его интересует все в жизни. Если он «зависает» в компьютере, то просто застревает в развитии.
– Что же делать?
– Компьютерная зависимость – не синоним игровой, это и социальные сети и т.д. Это болезненное состояние, когда обычное общение заменяется компьютерным, а все физические контакты сводятся на нет. Что делать? Разговаривать с детьми, слушать и слышать их, знать, с кем они общаются, в том числе и посредством Интернета. Нужно следить за тем, чтобы компьютер не заменял жизнь, а использовался только для учебы или работы и как средство адаптации в этом мире.