Начало начал
Ее прапрадед, крепостной крестьянин, участвовал в бунте против помещиков. За что и поплатился — в кандалах его отправили в Сибирь, откуда он уже не вернулся. Тяжело пришлось его жене и детям, они жили в нищете, батрачили. Но у прадеда Людмилы Львовны Марка была мечта: хотя бы одному из пятерых детей дать образование. Так его старший сын Михаил оказался в учительской гимназии в Дисне. Еще студентом он помогал семье, учил грамоте родственников. Неудивительно, что впоследствии профессию педагога выбрали его брат Яков и сестра Екатерина.
Михаил Шабловский — третий слева в нижнем ряду. 1914 год.
До 1917 года Михаил Маркович работал учителем начальной школы в деревне Шкунтики, получал приличное жалование, сельчане его уважали. В доме у педагога была большая библиотека и даже переплетный станок. Правда, получить высшее педагогическое образование не удалось из-за Первой мировой войны, хотя вызов из Минского педагогического института пришел еще в 1914-м.
В 1930-е годы Михаил Маркович организовал и возглавил один из первых в Шарковщине сельхозкооперативов, а после воссоединения Западной Беларуси с БССР в 1939-м его избрали председателем местного исполкома. С 1949 года Михаил Маркович работал бухгалтером в колхозе, с увлечением занимался садоводством, дружил с известным белорусским селекционером Иваном Сикорой. К слову, более 40 лет рука об руку со своим мужем шла и Анна Сергеевна Шабловская, которая также еще до войны закончила Дисненскую гимназию по специальности «Учитель математики».
Как педагог прославился и брат Михаила Марковича Яков, который с энтузиазмом принял революцию. В 1918 году он участвовал в качестве делегата во Всероссийском съезде советов. Получил высшее математическое образование в Московском государственном университете, преподавал в московских вузах, стал кандидатом физико-математических наук, в 1961 году удостоился правительственной награды «За трудовую доблесть».
По учительской стезе пошли и дети брата Михаила Шабловского — Ивана, который работал начальником местного отделения связи. Мария Ивановна возглавляла школу в Волгограде, ее муж — местный отдел образования. Брат Марии, полковник Михаил Шабловский, преподавал в Волгоградском высшем танковом училище.
Новое поколение
Отец Людмилы Шабловской, Лев Михайлович, родился в 1925 году, закончил польскую школу. В 1952-м получил диплом Минского пединститута, работал учителем математики, физики, астрономии, преподавал в школе рабочей молодежи. Почти 40 лет он посвятил педагогике, награжден знаком «Отличник народного образования». Всю жизнь делилась знаниями с детьми и его жена Мария Тихоновна, которая закончила сперва Мозырский пединститут, а затем, по другой специальности, Даугавпилсский. В школе Шарковщины она вела биологию, сельхозтруд, химию, географию и немецкий язык.
Неудивительно, что дети Шабловских тоже стали педагогами. Сын Николай закончил музыкальное училище имени И.Соллертинского, Белорусскую государственную академию музыки, сейчас преподает игру на ударных инструментах в музыкальном училище и витебском филиале Академии музыки, его воспитанники — победители престижных республиканских и международных конкурсов и стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.
Супруга Николая Львовича Надежда более 10 лет руководит витебской детской школой искусств №5. Интересуется педагогикой и их сын, который собирается поступать в музыкальное училище.
Секрет династии
— Я очень горжусь своей династией, — признается Людмила Шабловская. — Ведь наш общий семейный стаж — более двух веков. Я и сама преподаю свыше 30 лет. Не могу без школы, детей, новых знаний. Так уж, видно, повелось в роду Шабловских.
Вообще поначалу Людмила Львовна мечтала стать врачом, но в выпускном классе, реально оценив свои знания по биологии и химии, решила поступать в педагогический институт. И если поначалу сомневалась в своем выборе, то после первой профессиональной практики сомнения развеялись. В сельской школе довелось вести не только математику, физику, информатику, курс которой, к слову, она досконально изучила самостоятельно, но и даже пение.
- Конечно, в работе случается разное, есть и хорошее, и плохое, — делится мнением педагог. — Бывало, руки опускаются, а потом входишь в класс, смотришь в детские любопытные глаза, и как будто второе дыхание открывается. И что бы сегодня ни говорили о профессии учителя, мы делаем нужное дело. И пусть результат нашей работы не сразу виден, эффект обязательно будет.