Автор: . Дата создания:

Имя следователя Светланы Гилиждиновой до сих пор на слуху, хотя она уже на пенсии. На ее счету огромное количество раскрытых дел и тяжких преступлений. Служить ей довелось в нелегкое время, в так называемые «лихие 90-е». Бандиты изначально скептически относились к женщине-следователю, но после прозвали ее «опасной гильотиной», потому что она никому не оставляла шансов уйти от наказания. Каждое дело и сегодня помнит в деталях. В День чествования ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД она рассказала корреспонденту «ВВ» о своих нелегких служебных буднях.

Трудности закаляли

В 90-е годы общепринятым мнением было то, что бороться с преступностью должен мужчина. «Твое место на кухне», – сказали Светлане Гилиждиновой, когда она впервые изъявила желание работать в РОВД, и отказали. Однако та ответила, что не умеет готовить, придет снова и все равно добьется своего.  

– Я никогда не пасовала перед трудностями. Наоборот, меня это закаляло: три года подряд пыталась устроиться в Октябрьский РОВД, сидела под кабинетом начальника. Моя настойчивость не подвела. Я очень благодарна Владимиру Дедковскому и Юрию Пустовалову, занимавшим в то время руководящие должности в Следственном управлении. Они в меня поверили и взяли. Конечно, было тяжело. В первый же день на моем столе была гора разных дел: от кражи кур и кроликов до уличных хулиганств и грабежей. Изучала материалы и днем и ночью, чтобы доказать всем, что я умею хорошо работать, – поделилась Светлана.

И доказала. Начав с рядового следователя, уверенно шагала по карьерной лестнице и дошла до старшего следователя по особо важным делам. Ей поручали нераскрытые преступления, также известные как «глухари» и «висяки».

– Если ехала на место происшествия, работала там по максимуму. Мне нужно было обратить внимание на каждую мелочь, которая, возможно, для обычного человека показалась бы абсолютно неважной. Так, однажды в ходе обыска заметила на столе фотографии, которые впоследствии стали одним из доказательств совершенного преступления, – рассказала Светлана.  

Ловушки в работе

Несмотря на сложные 90-е, она всегда шла до конца: назначала очные ставки, проводила следственные эксперименты, вызывала на допросы, которые длились не менее четырех часов – перед железной леди даже отъявленный негодяй робел и признавался в страшных злодеяниях.

– Мой отец – десантник, всегда меня учил добросовестно трудиться, чтобы фамилия рода (она единственная в нашей республике) была уважаемой, – отметила Светлана. – Я запомнила его слова на всю жизнь.

Вместе с тем был случай, когда даже столь проницательного офицера задержанный обхитрил.

– Мы взяли преступника. Он оказался несовершеннолетним, поэтому паспорта у него не было. Записали с его слов необходимые данные, сфотографировали и отпустили, предупредив, что направим ему повестку. В день, когда он должен был к нам явиться, пришел другой парень, искренне не понимая, за что его вызвали в РОВД. Как выяснилось, нарушивший закон был одноклассником этого подростка. Попытка избежать наказание была провальной, – констатировала Светлана. 

Это не единственный случай, когда следователя пытались ввести в заблуждение: некоторые «жертвы» придумывали истории и приходили с ложными доносами, желая отомстить своим обидчикам. Имея немалый опыт, Светлана Гилиждинова, как детектор лжи, с легкостью определяла, говорит ли человек правду. Выслушав «потерпевших», она без всяких карт Таро предлагала свою версию произошедшего. Как правило, попадание было стопроцентным.

В тюрьму с пирожками

Светлане часто приходилось расследовать тяжкие преступления, сталкиваясь с непростыми судьбами, пропуская через себя проблемы людей, оказавшихся в непростой ситуации. Был в ее практике случай, о котором она вспоминает со слезами на глазах:

– Жизнь 13-летнего подростка сломалась в один миг: отца на его глазах убила тетя. Всех взрослых, включая мать, задержали. Парень остался совершенно один. В классе из-за этого подвергся жесткому буллингу. Чуть позже мать отпустили, но для нее важнее был алкоголь, чем сын. Все это, конечно, не прошло бесследно для парня: в 14 лет он нанес удары ножом двоюродному брату за обидные насмешки. Не правда ли, страшная по своей закономерности история? Мужа убивает сестра жены, брат убивает брата. Я много общалась с этим подростком. Он был очень растерянным, но открытым и добрым. Я покупала в ларьке пирожки и приносила ему их в тюрьму. Настолько мне было его жалко.

С опытом офицер запросто связывала воедино, казалось бы, несовместимые улики. Профессиональные задачи решала выработанной годами тактикой, где немалую роль играли холодный рассудок и женская логика. В итоге работу следователя, в которого изначально никто не верил, высоко оценили не только коллеги, но и государственные деятели. Самая почетная награда – медаль, врученная по Указу Президента нашей страны.

На пенсии другая жизнь 

Долгие годы на страже закона стояла Светлана в Октябрьском РОВД Витебска. Перед выходом на заслуженный отдых работала там начальником информационно-аналитического отдела.

Говорят, что время стирает из памяти всё, но даже на пенсии Светлана, прогуливаясь по городу, отчетливо помнит, где и при каких обстоятельствах были совершены те или иные преступления, которые ей пришлось расследовать.

– Как говорил герой мультфильма почтальон Печкин, на пенсии жизнь только начинается. Вот и у меня она началась другая. Не скажу, что более спокойная, ведь на месте все равно не сижу. Теперь стараюсь как можно чаще быть с семьей, внуками. А еще на заслуженном отдыхе я наконец-то научилась готовить, видимо, пришло время, – с улыбкой заметила Светлана. – На даче собираю родственников за огромным столом и угощаю их новыми блюдами.

Ирина Смирнова. Фото из личного архива Светланы Гилиждиновой.