Автор: . Дата создания:

Качественные и безопасные дороги давно стали брендом Беларуси, во многом формируют возможности развития регионов. В текущей пятилетке основной акцент будет сделан на обновлении местной дорожной сети – от райцентров до агрогородков. При этом в условиях инвестиционной ограниченности на первый план выходят эффективность использования имеющихся ресурсов, а также поиск организационных решений по улучшению дорожного хозяйства.

 

Качество автодорог находится постоянно в эпицентре общественного внимания. Именно поэтому вопрос содержания и развития местной дорожной сети был вынесен на рассмотрение очередной сессии областного Совета депутатов. Глава депутатского корпуса Витебщины Владимир Терентьев призвал коллег не сводить диалог исключительно к деньгам, а предлагать меры по усилению организационного аспекта, активизации использования управленческого потенциала организаций, участвующих в обслуживании дорожного хозяйства, чтобы добиваться результата даже в текущих условиях финансового сопровождения работ.

В качестве примера заместитель председателя облисполкома Владимир Белоус предложил проанализировать организационную структуру КУП «Витебскоблдорстрой» на предмет ее соответствия складывающейся ситуации в районах, где его филиалы сократились до 40 — 50 работников, из которых часть относится к управленческому звену. Не исключено, что структура оптимальна, но это одно из направлений аналитической работы по поиску вариантов совершенствования отрасли.

Кстати, по республиканским дорогам на Витебщине удалось решить организационные вопросы и включить наиболее важные объекты в Госпрограмму «Дороги Беларуси» на 2021 – 2025 годы. В их числе реконструкция дороги Р46 на участке Лепель — Полоцк со строительством обхода Полоцка, моста через Западную Двину и реконструкцией существующего моста в Новополоцке, а также продолжение возведения обхода областного центра, расширение до четырех полос трассы Витебск — Орша с присвоением ей первой категории, реконструкция четырех мостовых сооружений. Что касается местной сети, то, как сообщил Владимир Белоус, уже есть решения на уровне правительства о дополнительном выделении нашей области суммарно  около 13 млн рублей в 2021 году.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Всего за пятилетку на Витебщине предстоит отремонтировать около 1,3 тыс. км местных дорог. По словам заместителя председателя комитета по архитектуре и строительству облисполкома Александра Нефёдова, для выполнения этой задачи запланировано около 357 млн руб.  С учетом ситуации с финансированием дорожного хозяйства области на первый план выходит тема повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Так, на Витебщине в 2021 году проведена инвентаризация сети местных дорог на предмет их технического состояния и интенсивности эксплуатации. Ее результаты позволят более продуктивно планировать финансовое обеспечение работ по их текущему содержанию, а также лягут в основу принятия решений по передаче улично-дорожной сети на баланс дорожно-строительных организаций из системы ЖКХ. Эти вопросы сегодня рассматриваются индивидуально по каждому сельскому населенному пункту с учетом удаленности базы местного ДРСУ, возможностей подразделений ЖКХ в районах, а также ряда других факторов, добавил Александр Нефёдов.

На повышение экономической эффективности направлено решение о приобретении нового асфальтобетонного завода. Он будет работать в структуре КУП «Витебскоблдорстрой», а ввод в эксплуатацию намечен на 2022 год. Потребность в обновлении мощностей по выпуску асфальтобетонных смесей назрела давно, так как существующие производства выработали свой ресурс, в том числе некоторые из них уже в 2 — 2,5 раза. Основное преимущество нового завода в его мобильности, что позволит оптимизировать затраты за счет экономии транспортных расходов, добавил Александр Нефёдов.

ПО ФИНАНСОВЫМ УХАБАМ

В текущем году запланировано отремонтировать 258 км местных дорог, однако на начало октября работы выполнены чуть менее чем на 40%. Как отметил генеральный директор КУП «Витебскоблдорстрой» Владимир Матвеев, плановый объем финансирования определен в размере 57,3 млн руб., при этом прогнозируется, что по итогам года будет выделено лишь 66% этой суммы. Одна из главных причин — отсутствует весомый источник финансирования в виде кредитных банковских ресурсов. К слову, на реконструкцию в текущем году в Миорском районе мостового сооружения длиной 18 погонных метров планировалось направить 1 млн руб. за счет кредитов. Так как их нет, а дополнительные ресурсы идут исключительно на ремонт местных автодорог, то работы перенесены на 2022 год.

Учитывая ситуацию, дорожники готовы освоить все дополнительно выделяемые средства, причем в ряде случаев уже приступили к выполнению работ, рассчитывая на подтверждение финансирования, констатировал Владимир Матвеев. Однако чтобы выполнить госпрограмму в целом, уже сегодня актуализируется задача по перераспределению объемов ремонтов и их финансирования на будущие годы, добавил руководитель.

«Витебскоблдорстрой» делает основной акцент на систематическом уходе за дорогами, предупреждении и устранении мелких повреждений, улучшении условий для безопасного движения транспорта. Особое внимание уделяется маршрутам регулярных пассажирских перевозок. В текущем году на эти цели выделено 18,2 млн руб., из них освоено уже более 87%. Значительную долю в затратах занимает зимнее содержание дорожной сети. Зима 2021 года оказалась намного сложнее предыдущих лет, что повлекло почти двукратный рост расходов, которые составили 6,5 млн руб. Вместе с тем большие зимние хлопоты позволили уже в весенне-летний сезон сократить объемы по ликвидации ямочности и профилировке дорожных покрытий.

Тем не менее для выполнения до конца года минимального комплекса работ по содержанию местной сети, в том числе по подготовке к зимним условиям эксплуатации, в распоряжении дорожников пока есть только 2 млн руб. из минимально необходимых 5 млн.

Ситуация негативно отразилась на экономическом положении «Витебскобл­дорстроя». Для выполнения прогнозных показателей предприятие работает на объектах сторонних заказчиков, однако при расчетах они зачастую нарушают договорные обязательства. За восемь месяцев дебиторская задолженность превысила 4 млн руб., что составляет около трети от общей суммы выполненных работ, причем в основном это просроченные долги. В такой ситуации предприятие вынуждено привлекать кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств. 

Несмотря на сложности, «Витебск­облдорстрой» продолжает целенаправленно приводить дороги в соответствие с требованиями по удобству и безопасности движения, а также развивать дорожную инфраструктуру области. Например, после сложной зимы и затяжной весны граждане активно жаловались на плохое состояние гравийно-грунтовых дорог. По данным на начало октября, около 90% обоснованных обращений уже выполнено. Кроме того, благодаря тесному сотрудничеству с местными властями, организациями ЖКХ удается результативно бороться с борщевиком Сосновского, наводить порядок в придорожных полосах, решать вопросы по подготовке дорожной инфраструктуры к значимым событиям жизни региона и страны.  

СЕЛЬСКАЯ ЛОГИСТИКА

Развитие дорожной инфраструктуры в сельских районах призвано, прежде всего, поднять качество жизни вне города. Судя по выступлениям представителей районных властей, спектр проблемных вопросов идентичен, различается он лишь в деталях. Например, необходимость пополнения и обновления парка специализированной техники дорожных организаций, удаление древесно-кустарниковой растительности. Остаются вопросы по содержанию и эксплуатации гравийных и грунтовых дорог в весенний и осенний периоды. После выпадения осадков и проезда тяжелой сельхозтехники разрушается покрытие, из-за чего трудно проехать автобусам, машинам скорой помощи, не говоря уже о легковом транспорте. Как это выглядит в деталях, пояснил председатель Оршанского райсовета депутатов Анатолий Сильченко. В районе есть два небольших населенных пункта — Козловичи и Козловичи-2. Для их жителей единственным транспортным сообщением является грунтовая дорога протяженностью 8 км, выходящая на трассу М8. Ее активно используют также и аграрии, что негативно сказывается на качестве покрытия. При этом краткосрочные ремонты не решают кардинально проблему, которую местные жители обоснованно поднимают с 2013 года, отметил Анатолий Сильченко.

Сохраняет актуальность тема содержания улично-дорожной сети, находящейся на балансе организаций ЖКХ. В Орше на одном из  участков дороги по ул. Мира под железнодорожным мостом между двух перекрестков постоянно возникают пробки и аварийные ситуации. Для устранения проблемы решено расширить проезжую часть и построить подземный переход. Цена вопроса — около 8 млн руб., что выглядит неподъемно для районного бюджета, констатировал Анатолий Сильченко. 

Председатель Витебского райсовета депутатов Виктор Дорожкин обратил внимание на диспропорцию в финансировании местных и республиканских дорог, на которые выделяется больше денег. Он также предложил для экономии средств и снижения затрат использовать на подсыпку, а также ямочный ремонт грунтовых дорог материал обочин. Это возможно, например, в таких случаях, как на участке дороги Тарасенки — Заполье, где ширина проезжей части более 13 м при нормативе до 10 м. Вовлекая в оборот фактически  подручный материал, можно обслуживать и прилегающие дороги, считает Виктор Дорожкин.

Положительным опытом в решении общей проблемы зарастания местных дорог поделился заместитель председателя Шарковщинского райисполкома Андрей Шинкевич. В районе проведена инвентаризация и определены заросшие участки, где для заготовки дров можно привлекать население. Оформляются все необходимые документы на вырубку, с гражданами заключаются гражданско-правовые договоры. Например, в 2020 году таким образом очищено 1,9 км дорог, на 2021-й запланировано около 6 км. Кроме того, по итогам инвентаризации местных дорог общего пользования подготовлен перечень по оптимизации сети.

На балансе КУП «Витебскоблдорстрой» находится более 3,8 тыс. автодорог про­тяженностью почти 15 тыс. км, более трети из которых с твердым усовершенствованным покрытием. Местная дорожная сеть включает около 860 мостов общей длиной порядка 19 км.

Фото из архива "ВВ".