Автор: . Дата создания:

Нынешние родители в недоумении: по выходным дети сидят дома, не приглашают в гости сверстников даже на дни рождения, живое общение им заменяют гаджеты. Неужели подрастающее поколение разучилось дружить? Или взрослым просто кажется? Об этом корреспондент «ВВ» поговорила с педагогом-психологом витебской средней школы № 28 имени Е. Зеньковой Анной Плиговкой.

Общение по интересам

Старшее поколение помнит, как в детстве раздавался звонок в дверь, на пороге стоял друг и с одобрения родителей вы вместе уносились в удивительный мир приключений. Обмениваться календариками и вкладышами от жвачек, играть в мяч, строить шалаш из покрывал и веток, откапывать сокровища в песочнице – в каждом из этих приятных воспоминаний непременно присутствуют дворовые и школьные товарищи.

– Видимо, родителям придется принять, что мир изменился, детство сегодняшних ребят совсем другое, и дружат они иначе – более поверхностно, – отмечает Анна Плиговка. – Детей часто объединяет лишь то, что они случайно находятся на одной территории: ходят в тот же класс, живут по соседству. При этом у них может вовсе не быть общих интересов.

По словам психолога, даже просто иметь возможность и время общаться со сверстниками для современного ребенка – уже роскошь. Большинство ребят ведут одинокую и очень занятую жизнь. Общаться с другими детьми они могут в школе на переменах или во время специальных игровых встреч, организованных родителями.

– Роль родителей состоит в том, чтобы уважать их попытки проявления самостоятельности, – подчеркивает специалист. – Самое удачное поведение взрослых заключается в том, чтобы не пытаться узнать все детские тайны, но и не казаться равнодушными.

Хулиган, а ты здоров?

Психолог напоминает, что педагоги не из вредности забирают телефоны у ребят во время учебы. Это не только исключает лишние соблазны отвлекаться на уроках, но и подталкивает школьников к живому общению на переменах. Отрываясь от экранов смартфонов, дети вспоминают про подвижные и настольные игры, учатся строить личные отношения и делятся друг с другом эмоциями.

– Педагоги в свою очередь прилагают немало усилий, чтобы в каждом классе царил комфортный микроклимат, – рассказывает Анна Плиговка. – Дети, которых не принимают в коллективе, или те, что сами конфликтуют со сверстниками, проходят диагностику у психолога или других профильных специалистов. После выявления причины такой ситуации проводится коррекционная работа.

Собеседница напоминает, что иногда агрессивный настрой ребенка может быть следствием проблем со здоровьем. К примеру, причиной непримиримости одного школьного хулигана была увеличенная щитовидная железа. При данной патологии немотивированная агрессия – привычное дело. В результате лечения у эндокринолога настроение ребенка пришло в норму и он перестал испытывать трудности в общении.

Анна Плиговка напоминает, что всему свое время. Не следует переживать,  если у сына или дочери пока не складывается дружба. Напряжение родителей по этому поводу передается ребенку, а устанавливать контакты в состоянии тревоги еще сложнее.

Одного желания мало

По словам психолога, взрослые, безусловно, могут научить подрастающее поколение умению контактировать с людьми, понимать и уважать их потребности, осознавать свои эмоции и управлять ими. Проще говоря, дружить.

10  советов для поиска друзей:

  1. Сообщества по интересам. В кругу единомышленников дружба завязывается быстрее.
  2. Учите детей открываться в дружбе, не боясь быть оставленными.
    Кроме того, надо, чтобы ребенок понял, насколько широкий круг общения ему удобен. Если друзей мало, это тоже вариант нормы.
  3. Дружба не создается силой и желанием взрослых. Надо позволить детям строить самим свою дружбу.
  4. Не надо вмешиваться в выбор друзей. В гармоничных отношениях нет ни главарей, ни подчиненных, ни жертв. Если заметили неравноправие, спокойно доходчиво объясните, что это неправильно.
  5. Показывайте на своем примере положительные стороны дружбы. Не говорите плохо о товарищах, демонстрируйте взаимовыручку, поддержку. Подрастающее поколение должно видеть, что такое общение приносит радость и пользу.
  6. Обращайте внимание на отсутствие друзей в любом возрасте, подключайте психологическую помощь.
  7. Родственные отношения могут быть добрыми и доверительными, но они не заменяют теплого общения со сверстниками. Ребенок не может обойтись без друзей, даже если у него есть братья и сестры.
  8. Не нужно вмешиваться в приятельские ссоры. Успокоить ребенка, безусловно, надо, однако это его личный опыт: только так он научится отличать настоящую дружбу от ненастоящей.
  9. Дружба не является любовью: на добрые отношения между девочкой и мальчиком опасно приклеивать ярлык «любовь». Это может вызывать чувство смущения у ребят и оттолкнуть их друг от друга.
  10. Нынешнее поколение взаимодействует по-своему: если дружба у взрослых длится многие годы, то детская дружба бывает краткосрочной. И для них это вариант нормы.

Фото автора и из открытых источников.