— Мы присоединились к программе в 2010 году, тогда же получили необходимое оборудование для наблюдений за живой природой, первые исследования провели в 2011-м, — рассказывает учитель биологии и куратор проекта Эльвира Хахель. — А в прошлом году получили официальный статус «Зеленая школа» и соответствующий диплом.
Ребята изучают, как разные птицы используют школьные здания и пришкольную территорию, составляют каталог местной флоры и фауны, на основе воспоминаний очевидцев, фотоснимков анализируют изменения в экосистемах и различных природных комплексах на территории школы. Старшеклассники, можно сказать, с научным интересом наблюдают за состоянием муравейника рыжих муравьев. Как меняются диаметр и площадь основания купола, объем шарового сегмента? Растут они или, наоборот, уменьшаются? Если растут, значит, все в порядке: условия на этом участке леса благоприятные, муравьиное сообщество здорово, пищи ему хватает. Наблюдали также за особенностями гнездования и охоты белого аиста. Кроме того, ребята занимаются волонтерской деятельностью в сотрудничестве с ОО «АховаптушакБацькаўшчыны» — участвуют в мониторинге и восстановлении болота Ельня, занимаются постройкой плотин, наблюдают за перелетными птицами.
— Не менее важное направление работы нашей «Зеленой школы» — это информационные акции, — продолжает собеседница, — в том числе по тематике рационального энерго- и водопотребления, обращения с отходами. И сегодня мало участия в них только детей, поэтому стараемся привлекать внимание к этим проблемам родителей и в целом жителей деревни.
Остается добавить, что «Зеленая школа» в Чепуках не единственная на Витебщине. Дипломы, подтверждающие участие в программе, в Миорском районе имеют еще десять детских садов-средних школ плюс четыре — в Шарковщинском. В целом же развитие сети «Зеленых школ» осуществляется в нашей стране в рамках проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» («Экопартнерство»).