Автор: . Дата создания:

«Я имею право на свободу, я живу в демократической стране» — данная фраза в последнее время звучит часто. Ее не только говорят отдельные люди, но и ведут себя соответствующим образом, при этом некоторые из поступков можно назвать даже произволом. Как избежать подобных ситуаций? Об этом состоялся разговор с человеком, который ежедневно обеспечивает защиту свобод каждому из нас, военным комиссаром Витебской области полковником Русланом Шкодиным.

О правах и не только 

Проблема свободы волновала людей на протяжении многовековой истории человечества. В каждую эпоху данный вопрос решался по-разному, нередко в противоположных смыслах, в зависимости от характера общественного строя.

Права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства, впервые были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Право на труд и свободный выбор профессии, социальное обеспечение, отдых, образование и медицинское обслуживание появились в конституциях после победы Октябрьской революции и образования первого в мире социалистического государства – Советского Союза, а государственные и общественные интересы стали приоритетом развития личности. После Второй мировой войны начали формироваться корпоративные права.

Первым международным документом, закрепившим права человека, стал Устав ООН, принятый в 1945 году. Однако, когда получили широкую огласку известия о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что данный документ требует доработки. В результате 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее первой статье дали следующую установку:  «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Хотя декларация как вид правового акта не являлась юридически обязывающим документом, она сыграла огромную идейную и политическую роль в становлении современной системы прав и свобод человека. Ее содержание было юридически закреплено в последующих международных актах.

Зри в корень 

«Человек рождается свободным, а умирает в оковах». Так сказал франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо. Другими словами, свобода – это естественное состояние человека, которое он теряет с цивилизацией. Приведем пример из самой жизни. Когда ребенок совсем маленький, он ведет себя непосредственно. Если голоден, будет плакать и требовать молока до тех пор, пока ему его не предоставят, даже если события развиваются на улице. Взрослея, малыш все чаще натыкается на запреты, на то, что «нельзя/можно», «хорошо/плохо». Его свобода становится ограниченной.

Но сейчас многие говорят: «Я – свободная личность, никому ничего не должен. Если мне будут навязывать обязанности, то это ущемление моего человеческого достоинства» 

– Во времена перестройки начало расти новое поколение, которое ничем не обременено, особенно заботой о коллективе,  товарищах, родителях. Права и желания являлись основой существования части нашего общества, – подчеркнул Руслан Шкодин. – В результате индивидуальность становится приоритетом, который зачастую приводит к абсурду. Яркий пример: сегодня человек смело позиционирует себя котиком, деревом или вообще не знает, кто он – мужчина или женщина.

Огромный перекос произошел в общественных отношениях. Многие выдвигают требования. Например, врачу – лечить, учителю – обучать, милиционеру – защищать.  При этом сами считают, что никому ничего не должны.

– Сейчас часто неправильно трактуется понятие долга как служба в армии, – отметил военный комиссар. – В большинстве случаев все это рассматривается с финансовой точки зрения. Звучат пафосные слова: «Я своего сына вырастила за собственный счет не для того, чтобы его забрали служить...» Возникает вопрос: вы действительно сами все сделали, даже построили садик или школу? Нет, это создало государство. А ведь в Конституции записано: служба в армии – не просто долг, это священный долг. Это моральное отношение к государству, родителям, обществу и его защите.

Избежать хаоса 

Также искажаются некоторые другие понятия. Отдельные люди говорят, что в нашей стране главенствует диктатура. Давайте разберемся, что это такое? Существует мнение, что это навязывание определенного порядка. Но ведь во всем мире установлены рамки, ограничивающие действия человека.

– Я не знаю страны, где нет законов, – подчеркнул Руслан Шкодин. – И у каждой они свои. Например, коренное население Соединенных Штатов Америки, руководство которых больше всех говорит о свободе личности, до сих пор живет в резервациях. В моем понимании это большой концлагерь. Но такое у них устройство. Если не будет четких установок, наступит хаос. Об этом свидетельствуют события в Украине, где законы перестали работать. Я уверен, что в этой стране не было правила, разрешающего хватать человека, привязывать к столбу, чтобы каждый проходящий бил его палкой. Самое страшное, что в самосуде участвовали органы внутренних дел и местной власти.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, в этом году отвечая на вопросы после Послания белорусскому народу и Национальному собранию, пошутил насчет своего понимания «демократии по-белорусски». «Я же диктатор. Мне трудно понимать демократию, – заметил Александр Лукашенко. – Демократия – это права и свободы. Настоящая свобода. В рамках закона. Демократия должна быть от жизни. От народа. Поскольку это власть народа».

Давление извне 

В последнее время прослеживается тенденция, когда одни страны насильственным образом навязывают другим свой уклад и условную абсолютную свободу. К сожалению, наше государство подвергается постоянному давлению извне со стороны различных деструктивных сил. 

Абсолютную свободу, лишенную ответственности перед обществом и просто здравого смысла, почувствовали отдельные наши граждане, когда в августе 2020 года, поддавшись призывам из-за границы, вышли на улицы белорусских городов. Не могла власть на данные действия закрывать глаза, были приняты соответствующие меры. Тогда западные политики обвинили нашу страну в терроре со стороны силовых структур, был выдвинут пакет санкций. Данное вмешательство из-за границы сравнил с дубинкой в своей книге «Корни и корнееды» обозреватель «СБ. Беларусь сегодня» Андрей Муковозчик. «Ею можно тыкать в абсолютно любую другую страну, ведь принцип применения удивительно прост: например, когда мы на Западе разгоняем водометами, применяем газы и стреляем резинками – это защита демократического строя. Когда это же делают другие – нарушение прав человека... С 70-х годов дубинка била методично... Но случился «откат»... Евросоюз захлебнулся в потоке мигрантов – и тогда стало очевидно, что распространить права человека на весь мир (включая, скажем, Северную и вообще Африку или Ближний и Северный Восток) совершенно немыслимо. Не о том мечтал европейский обыватель, чтобы бок о бок с ним жили беженцы с точно такими же, как и у него, правами. Но и говорить об этом нельзя, ибо права человека переходят в «права европейского человека». А это уже дурно пахнет. Четвертым рейхом отдает...»

Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Однако даже самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту этой святыни, полагали, что данное понятие не абсолютно. Предоставление индивиду права распоряжаться собственной жизнью, исходя только из личных интересов, обратит наш мир в мир хаоса. Об этом свидетельствует давняя история о том, что однажды состоялся суд над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому. Обвиняемый оправдывался тем, что никто его не может лишить свободы размахивать собственными руками. Суд принял решение:  виновен, поскольку свобода размахивания руками одного человека кончается там, где начинается нос другого. Шуточный пример, явно доказывающий, что нет абсолютной свободы, она весьма относительна.

Важна ответственность 

Главным документом страны, определяющим устройство белорусского государства, основные права и обязанности его граждан, является Конституция. В  главе 21 сказано, что «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства». В этом году в Основной закон была внесена поправка: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства».

– Исторически заложено, что в обществе преобладает коллективизм. Вспомним, как люди жили в племенах. Тогда у каждого были обязанности. Кто-то собирал траву, кто-то забивал мамонта, кто-то готовил пищу. Сегодня люди абстрагировались от общества. Искаженное понимание прослеживается и у молодого поколения, и у людей среднего возраста. Это необходимо менять, – в завершение сказал Руслан Шкодин.

– Мы должны вернуть понятие, что человек находится в обществе, где существуют определенные правила морали и этикета. И по ним необходимо жить.

Нынешнему поколению важно понимать, что оно несет особую ответственность за развитие общества, процветание Родины. Как отметил Президент Республики Беларусь, «ему предстоит жизнь в новом времени – полном кардинальных изменений и тревожных вызовов». Общая задача как власти, так и общества – сделать все, чтобы превратить эти вызовы в новые возможности успешного развития нашей страны.