В Витебской области 460 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), из них более 200 состоит в областной ассоциации фермеров. Вклад фермеров в региональный валовой продукт составляет 2 — 3 %. С какими проблемами сталкиваются представители частного сельского бизнеса, как живут в современных условиях? Разбиралась корреспондент «ВВ».
«Подушка» для старта
С одной стороны, фермерских хозяйств много, а крепких фермеров, чьи бы имена были на слуху, раз, два – и обчелся. Возьмем, например, Витебский район. Здесь насчитывается 75 КФХ.
– Львиная доля из них – больше 90 % – занимаются растениеводством, остальные – животноводством и растениеводством, чтобы на землях выращивать корм для животных, – подчеркнул первый заместитель председателя райисполкома Петр Коренкович. – Такой расклад связан с тем, что животноводческая отрасль, как ни крути, связана с дополнительными расходами по возведению помещений для содержания скота, с приобретением доильных аппаратов, холодильного оборудования, техники, чтобы доставлять продукцию на переработку. Это не считая минимального набора техники для обработки земли и заготовки кормов. А если фермер задумает еще и сам перерабатывать продукцию, то средств для вложения в материально-техническую базу потребуется еще больше. Кто имеет финансовую «подушку» для старта, тот быстро «отбивает» потраченные деньги и работает на себя и перспективу. Но таких – единицы. Остальные, я бы сказал, самозанятые, которые ведут натуральное хозяйство: что производят, то и потребляют. Хотя бы земли не пустуют – и то хорошо.
В свое время, подчеркивая важность фермерского движения в стране и исключая случайных людей в этой среде, глава государства говорил, что землю нужно выделять под… фамилию. То есть под конкретного хозяина, который уже смог чего-то достичь. Много ли таких громких фамилий в фермерской среде в нашей области?
В числе крепких хозяев, которые занимаются животноводством и растениеводством в Витебском районе, Петр Коренкович назвал КФХ Леонида Голенького. В его хозяйстве 160 коров, есть земля, где выращивает всего понемножку, в том числе травы для корма животным. Фермерством Леонид Голенький занимается больше 30 лет, но делиться тем, как все эти годы крутится-вертится, живет-выживает, не любит, не хочет, не имеет привычки. Можно только представить, как непросто приходится семье (а у него еще зять и сын фермеры), которая полностью подчинена распорядку ухода за животными. Их нужно каждый день накормить, напоить, подоить и т. д. Работа без выходных и отпусков. Люди, на мой взгляд, не только трудолюбивые, а какие-то двужильные.
Может, чуть проще тем фермерам, которые выбрали растениеводство. Подготовил почву, посеял зерновые, посадил картофель, а дальше – осуществляй уход. Да, есть риски. Вырастет ли что на земле, в большей степени зависит от погоды, хотя уход за растениями и строгое соблюдение технологии в зоне рискованного земледелия помогают получать неплохие результаты при любом раскладе. Значительный плюс: нет строгой привязки к каждодневному уходу за живностью. Хотя любой труд на селе трудоемкий и всегда требует максимальной самоотдачи.
Гектары – под громкие имена?
КФХ «Вармас» как раз такое хозяйство, которое не только на слуху, но и имеет громкую фамилию. Руководитель – фермер Виктор Богачёв – занимается растениеводством, обрабатывает более 1400 га земли, на которой выращивает овощи. Этот год оказался для фермерского хозяйства на удивление удачным. Собрано более 10 тыс. т картофеля, свыше 1,2 тыс. т моркови, 1215 т лука, 565 т капусты, 340 т свеклы. Такие цифры назвали в Витебском райисполкоме. И они впечатляют! В валовом объеме производства овощей в районе, с учетом специализированных предприятий «Рудаково» и «Ольговское», доля КФХ «Вармас» составила 64 %. Это весомый вклад фермерского хозяйства в продовольственную безопасность региона.
– Среди тех, кто выращивает овощи, зерновые, рапс и другие культуры, – КФХ Валерия Красника, «Гилата» Демико Надирашвили, «ЭкоБазис» Василия Байкова. Пожалуй, на этом и заканчивается список фермерских хозяйств в районе, дела которых на слуху. Производство продукции остальных намного ниже, – отметил Петр Коренкович.
Элитные семена «Родника»
Председатель правления областной ассоциации фермеров Юрий Семёнов более 30 лет занимается фермерством, одно из направлений – элитное семеноводство. КФХ «Родник» в Шумилинском районе создал на базе бывшего сельхозпредприятия «Ленинский призыв», в котором с 1986 по 1991 год работал главным агрономом.
– Чем я только не занимался за это время. Имея более 3 тысяч гектаров земли, выращивал зерновые, лен, картофель, зернобобовые, лекарственные травы, крестоцветные культуры, – говорит он. – Сейчас основное направление – элитное производство многолетних трав, зернобобовых, крестоцветных и картофеля. Хотя есть буренки, а коль живность на подворье, значит, необходимы и корма.
Надо сказать, что «Родник» в числе немногих (еще «Витебские семена трав» и филиал «Витебская опытная мелиоративная станция»), кто в нашей области занимается производством элитных семян и реализует их сельхозпредприятиям. Три организации на Витебщине производят элитных семян многолетних трав больше, чем все остальные пять областей, вместе взятых. Так что кормопроизводство Витебской области начинается в том числе с «Родника».
Может, этот год не показательный, а вот в прошлом Юрий Семёнов добился высокой урожайности многолетних трав. Так, райагрос пастбищный (один из видов трав) дал 23 ц/га, в то время как в республике средняя урожайность семян многолетних трав составила около 3 ц/га.
– Сложно ли нам работать? Безусловно, – делится Юрий Семёнов. – У тех, кто давно занимается фермерством, поизносилась техника. С каждым годом растут цены на запчасти, топливо, ядохимикаты, электроэнергию. Всё это не может не отражаться на себестоимости продукции. А в этом сезоне столкнулись и с такой проблемой, когда не знаем, куда девать тот же картофель. Знаю многих коллег, которые даже по 20 копеек за килограмм готовы отдать, и очередь не стоит. Мне за бесценок реализовать качественную продукцию – непростительная роскошь, даже затраты не оправдаю. Раньше картофель отправляли в Россию, в частности в Санкт-Петербург. Какую-то часть урожая сдавали на переработку, чтобы получить крахмал. Но сколько у нас осталось перерабатывающих заводов? Предприятия по производству спирта приказали долго жить. В области один Толочинский консервный завод, где производят крахмал и чипсы. Но и это предприятие в нынешнем году получило рекордный урожай картофеля. То же самое и у россиян: уродил на славу второй хлеб, не подвели и зерновые. Они ищут рынки сбыта у нас и предлагают продукцию по более приемлемой цене для отечественных переработчиков. Какого бы высокого качества, скажем, ни была белорусская пшеница, всё-таки воронежская победит. А если ее предлагают еще по цене, которая ниже себестоимости витебской, – тем более. Кстати, по этой причине я ушел с электронных торгов по реализации картофеля и овощей, во время которых цена порой падала до уровня себестоимости и ниже. Почему-то уверен: не всегда в торгах участвуют те, кто работает на земле (фермеры стрелять себе в ногу не станут), а чаще те, кто имеет в обороте наличку и хранилища, чтобы скупить продукцию, а весной при удобном моменте перепродать втридорога и получить незаслуженную маржу.
Надежные люди
Что делать? Вопрос для фермеров насущный. Все, с кем удалось пообщаться, единодушны во мнении: коль мы с Россией в Союзном государстве, то пора подумать об унификации законодательства на сельхозпродукцию. Или стоит ввести квоты для отечественных сельхозпроизводителей. Какую-то часть выращенной продукции будет забирать государство, остальной распоряжаться производитель по своему усмотрению. Хоть какая-то гарантия не прогореть частному сельскому бизнесу.
– Отношение к фермерским хозяйствам и к государственным сельхозпроизводителям должно быть одинаковое, словом, одни условия игры, – подытожил Юрий Семёнов и добавил: – Фермер – самый верный и надежный государственник. Никто из нас в сложное время не бросил свое дело и не уехал из страны, потому что мы – надежные люди, которых крепко держит земля.
В цифрах и фактах:
На 1 января 2023 года в фермерских хозяйствах области содержалось 3860 голов крупного рогатого скота (из них 1300 коров), 986 свиней, 3 тыс. овец, 100 коз, 160 лошадей, 660 голов птицы.
За прошлый год фермерские хозяйства произвели более 4 тыс. т молока, 500 т мяса скота и птицы, получили 46 т меда.
В текущем году 20 КФХ из областного бюджета выделена финансовая поддержка на сумму 466 тыс. рублей.
Фото из архива автора.