Автор: . Дата создания:

Прокурорские работники Витебщины совместно с сотрудниками ГАИ проверили автотранспортные предприятия области и выявили множество нарушений при организации перевозки пассажиров. Корреспондент «ВВ» разбирался в сложившейся ситуации.

«Потерянные» аптечки и формализм

По информации старшего прокурора отдела прокуратуры области Ирины Крюковской, практически везде нарушаются требования ПДД по допуску автотранспорта и водителей к участию в дорожном движении. Причем грешат этим не только частные компании, но и крупные государственные перевозчики.

Так, в пассажирских автобусах проверенных предприятий отсутствовали аптечки либо их содержимое давно устарело, не было огнетушителей или они оказались неисправны. Некоторые водители вообще не знали, где находятся эти предметы. С неработающим спидометром и, соответственно, без записей его показаний в путевых листах перевозили пассажиров автобусы филиала «АТП №17 Поставы» ОАО «Витебскоблавтотранс». Чистые путевые листы обнаружились на миорском участке филиала «АТП №2 Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс», а также у некоторых частных перевозчиков Полоцкого района.

Немало вопросов у проверяющих по качеству предрейсовых осмотров водителей. Так, в филиале «АТП №11 Толочин» ОАО «Витебскоблавтотранс» в журнале предрейсового осмотра не оказалось ни одной(!) записи о проведении осмотров водителей, однако на линии курсировали 7 автобусов. В ряде регионов выявлены факты попустительского отношения перевозчиков к безопасности пассажиров.
Множество нарушений правил эксплуатации транспортных средств выявлены в Оршанском районе. Например, в автомобиле ООО «Летящая стрела» не работал аварийный выход. В машине ОДО «Дима» не было знака аварийной остановки и разрешения на переоборудование пассажирской двери на автоматическую, шины были изношены. В автомобиле ТЧУП «Сазан-Лайн» на колесах установлены шины с разным протектором на одной оси.

По словам Ирины Крюковской, беспокоит то, что при таком большом количестве нарушений маршрутные такси в ряде случаев допускались к участию в дорожном движении должностными лицами филиалов ОАО «Витебскоблавтотранс». В частности, в Орше АТП №8 и автобусный парк №3 заключили договоры на проведение предрейсовых осмотров и проверку технического состояния транспортных средств с юридическими лицами и ИП, но в ходе проверок выяснилось, что занимались этим формально.
По результатам рейдов подготовлено 29 актов прокурорского реагирования, 38 поручений о подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, возбуждено 3 дисциплинарных производства. Представление об устранении нарушений направлено в ОАО «Витебск­облавтотранс», а информационная записка – в облисполком.

В ответе за пассажира

По статистике, 96% всех пассажиров в области перевозит Витебскоблавтотранс, к тому же акционерное общество – оператор пассажирских перевозок, который проводит конкурсы и выпускает на маршруты частный транспорт.

— Мы не отрицаем наличия проблем, на которые указали проверяющие, – комментирует генеральный директор предприятия Василий Дятлов. – По всем выявленным фактам проведены служебные расследования. Ответственность понесли все: от водителей до директоров филиалов. Но стоит понимать, что человеческий фактор никто не отменял: у нас около 4 тысяч работников и возле каждого проверяющего не поставишь.

Есть штат контролеров, которые действуют по всей области. Большое внимание уделяется работе водителей с выручкой, качеству предрейсовых осмотров. Формализм недопустим – в этом залог безопасности пассажиров. Что касается частных перевозчиков, то во время конкурсных комиссий все они в обязательном порядке предупреждаются о недопустимости нарушений.

По словам руководства ОАО «Витебскоблавтотранс», безопасность перевозок и прозрачность в работе – приоритеты транспортной компании. В каждом филиале есть инженеры безопасности движения, все водители и ремонтные рабочие обязательно проходят входной и выходной контроль, в том числе с алкотестером. Регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства, водители каждый год повышают квалификацию.

О безопасности перевозок свидетельствуют цифры. Ежедневно по области на линию выходит около 800 единиц транспорта акционерного общества, а за весь прошлый год по вине водителей Витебск­облавтотранса случилось лишь 7 ДТП, к счастью, без жертв. Но даже это беспокоит руководство предприятия, так как в 2015-м таких инцидентов не было вообще.

— Наши пассажиры уже привыкли к высокому качеству услуг перевозчиков, — отмечает Василий Дятлов. – Есть серьезная конкуренция, и нужно удовлетворять запросы пассажиров, ведь они хотят ездить без риска для жизни, в чистых автобусах, которые приходят вовремя. Сегодня поступают жалобы, что, например, транспорт опаздывает на две минуты. Хотя по правилам перевозок допустимо отступление от расписания на 5 минут, но нужно стремиться к лучшему.

Транспорт в области, в том числе частный, работает в автоматизированной системе диспетчерского управления. Все передвижения с помощью спутниковой навигации легко отслеживаются, составляются оптимальные маршруты. Но, требуя безупречной работы от Витебскоблавтотранса, не стоит забывать о большой социальной нагрузке, которую несет наше предприятие. В маленькие деревни, куда с большими убытками ездят автобусы Витебскоблавтотранса, частник никогда не поедет. Предприятие дотируется из бюджета – далеко не в полном объеме и не всегда вовремя. При этом действующие тарифы окупают перевозки лишь на 65%.

Неудивительно, что почти 80% подвижного состава работает сверх положенных нормативов (8 лет – Прим. авт.) и давно нуждается в обновлении. В прошлом году закуплено всего 10 небольших автобусов. Содержать транспорт в достойном состоянии нам удается лишь благодаря солидной ремонтно-технической базе и грамотным специалистам.

Впрочем, дело не только в невысокой стоимости проезда, увеличить которую, в отличие от частных перевозчиков, Витебскоблавтотранс не может. Больше всего руководство акционерного общества беспокоит недобросовестная конкуренция некоторых частных перевозчиков. Все должны работать в равных условиях. 

Обновление будет

— Проблема в недостаточном контроле за перевозчиками, которые работают на маршрутах, — говорит и. о. начальника отдела транспорта и коммуникаций облисполкома Снежана Титова. – Транспортная инспекция, налоговая, другие контролирующие органы физически не могут охватить весь транспорт на линиях. Хотя при проведении конкурсов на допуск на маршруты у всех кандидатов, как правило, идеальное состояние автомобилей, не говоря уже о качественных огнетушителях и аптечках.

Что касается Витебскоблавтотранса, то это крупнейшая в области транспортная организация, где уделяется большое внимание безопасности пассажиров, всегда есть подменный транспорт, выручка проходит через кассовые аппараты, выдаются проездные билеты. А вот к частным перевозчикам вопросов традиционно больше. Людям нужно самим думать о собственной безопасности, прежде всего требуя выдачу билетов. Хотя в целом в последнее время пассажиры стали меньше жаловаться на перевозчиков. Возросла конкуренция, а следовательно, и качество услуг. 

По сообщению Снежаны Титовой, материалы проверки прокуратуры доведены до всех местных органов власти, которые являются заказчиками услуг перевозчиков.

К слову, в этом году общественный транспорт ждет большое обновление – за бюджетные деньги для Витебскоблавтонтранса будет закуплено 135 МАЗ-241 в основном для пригородных перевозок и 4 автобуса повышенной вместимости для города. Также планируется увеличение парка троллейбусов, так как в ближайшее время откроется движение по улице Воинов-интернационалистов в Витебске. Ко Дню белорусской письменности масштабная реконструкция ожидает автовокзал в Полоцке.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.