Сотрудники ГАИ и транспортной инспекции под видом пассажиров взялись за проверку маршрутных такси области.
Бытует мнение, что для маршрутчиков главное в работе — побольше пассажиров. Но в погоне за количеством билетов зачастую страдает безопасность перевозок: некоторые водители превышают скорость, игнорируют ПДД. Также лихачи предпочитают закрывать глаза на технические неполадки, ведь в мастерской простой — карман пустой. В этом корреспондент «ВВ» убедился, побывав в рейде вместе сотрудниками ГАИ и транспортной инспекцией.
Чтобы наказать виновного за отсутствие, к примеру, огнетушителя в салоне маршрутки, уполномоченным лицам достаточно его остановить. Гораздо тяжелее словить за руку любителей прокатиться с ветерком или поговорить по телефону за рулем. Поэтому правоохранители идут на хитрость: садятся в микроавтобус под видом обычных пассажиров, по дороге фиксируют недочеты, а на конечной остановке, проверив документы и укомплектованность авто средствами пожаротушения, составляют протоколы об административном нарушении.
— Это необходимые меры, главная цель которых — обеспечить безопасность для клиентов и других участников дорожного движения, — сказал начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Александр Казючиц. — На манеру езды маршрутчиков жалуются другие водители, пассажиры. Были даже случаи, когда люди выпадали из салонов, так как машина трогалось, когда дверь еще открыта.
За рейд мы успели сесть в десяток микроавтобусов, следующих в разных направлениях. Меняли номера маршрутов не потому, что хотелось разнообразия, а из-за водительского братства. Так, у первого перевозчика, с которым мы доехали до конечной в Медцентре, было несколько нарушений. Он даже не стал дожидаться, пока мы уйдем подальше, а сразу же позвонил коллегам и сообщил, что следует быть осторожнее.
Меняя места дислокации, мы сумели выявить ряд лихачей, пару человек проскочили перекресток на красный сигнал светофора, разговаривали по телефону во время движения. А один таксист нас даже не обилетил.
— Слава богу, вы не из налоговой! — воскликнул он, увидев удостоверение госавтоинспектора.
Смутило меня и большое количество желтых «Газелей», подъезжающих на остановочные пункты. Несмотря на то, что в этих видавших виды автомобилях при езде все дребезжит, передачи переключаются через раз, а по салону летает вековая пыль, горожане продолжают пользоваться их услугами.
— За два месяца этого года мы зафиксировали свыше 120 нарушений у маршрутчиков. Наиболее типичны проезд на запрещающий сигнал светофора, начало движения с незакрытой дверью, перегруз, разговоры по мобильному телефону, обилечивание во время езды, посадка и высадка пассажиров по их просьбе в неустановленных местах, неправильное маневрирование и проезд перекрестков, — уточнил Александр Казючиц. — Есть и водители-рекордсмены, которые за один круг умудряются совершить свыше 10 правонарушений.
Но проверками маршруток в городе правоохранители не ограничиваются. Сегодня много организаций занимаются междугородними перевозками. Чтобы привлечь клиентов, они снижают цены, дают возможность людям заказать билеты через интернет, автобус забирает пассажира чуть ли не от подъезда. Но достаточно вспомнить аварию с участием маршрутки, произошедшую в начале года под Ушачами, в которой 1 человек погиб, 6 оказались в больнице, чтобы понять: кроме быстроты и удобства частники должны заботиться о безопасности.
Отправляемся в Полоцк. По телефону милиционер заранее забронировал 3 места в «мерседесе», следующем в столицу. Диспетчер сообщил ему номер машины и назвал варианты, где нас смогут забрать. Выбор пал на автостоянку рядом с вокзалом.
Такси подано, маршрутчик уточняет по списку, все ли пришли, и двери закрываются. Как оказалось, деньги за проезд будут собирать по прибытию. Так как до Минска мы ехать не намеревались, проверить, дают ли на конечной билеты, не удалось. Но нарушение по линии транспортной инспекции уже есть: перед отправкой заказчика должны были ознакомить под роспись с документом, в котором оговаривается услуга — километраж, остановки и т. д. И за это водителю-«ипэшнику» грозит штраф до 20 базовых величин и лишение лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Что касается сотрудника ГАИ, то он приятно удивился стилю вождения таксиста: не гнал, опасные обгоны не совершал, на мигающий зеленый не проскакивал перекрестки. Единственное, что мешало назвать его идеальным маршрутчиком, — бесконечные разговоры по мобильному. Кому-то он объяснял, во сколько следующий рейс, другим советовал поспешить на остановку, с третьими коротал время в дороге пустой болтовней. Также наш нарушитель попался на радар экипажу ДПС около Ушач — не заметил знак «40».
— За превышение скорости до 10 км/ч и неоднократные беседы по телефону ему грозит до 18 базовых, — сообщил Александр Казючиц.
Как сказали госавтоинспекторы, подобные рейды будут проводиться и далее. Поэтому советуем маршрутчикам быть законопослушными и не нарушать Правила дорожного движения.