Врио начальника УГАИ УВД облисполкома Александр Самуль ознакомил присутствующих с обстановкой на Витебщине.
— С начала года зарегистрировано более 180 ДТП, в том числе около 80 аварий с участием транспортных средств и пешеходов. Погибли 50 человек, 63 — ранены. Среди жертв большую часть составляют пешеходы, — сказал он. — Самым аварийным месяцем за 1-е полугодие стал январь, а февраль «прославился» тяжелыми последствиями — +450% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Не радует в этом плане и начало июля. За 1,5 декады аварии унесли жизни 7 человек (+250%).
С участием мототранспорта на Витебщине произошло 13 ДТП, в половине случаев правила не соблюдали водители мотоциклов. Погибли 5 человек, 4 — травмированы. Так, в марте в Шарковщинском районе выпивший мужчина на скутере не справился с управлением и врезался в рекламный щит, а в мае на Городокщине пенсионер на мопеде не уступил дорогу и столкнулся с автобусом. Что касается печально известного ДТП на Московском пр-те в областном центре, то его причины еще предстоит установить следствию. Вероятно, спортивный мотоцикл сбил супружескую пару на огромной скорости. По словам Александра Самуля, на искореженном тахометре стрелка застыла на цифре в 10,5 тыс. оборотов!
Какие меры нужно принять, чтобы подобное не повторилось? Как объяснить гонщикам, что, газуя во всю мочь на ночных улицах, они мешают отдыхать окружающим и висят на волоске от смерти или убийства? Участники беседы пришли к выводу, что экстримом занимаются молодые люди, у которых есть все необходимое для выплеска адреналина (мотоцикл, водительское удостоверение), кроме самого главного — здравого смысла. Чувство меры приходит с годами, и только если байкеры общаются с более опытными коллегами по увлечению, а не гоняют в одиночку. Как рассказал лидер мотоклуба «Псы дорог» Илья Заболотников, в их организации нарушителей ПДД не приветствуют, наоборот, каждый знает, что будет наказан за игнорирование правил. Правоохранители попросили байкеров обращать внимание не только на соратников по клубу, но и на незнакомцев на «железном коне».
— Если они нарушают правила, позвоните дежурному УГАИ или пришлите видеозапись, — объяснил Александр Чеславович. — То же могут сделать и другие свидетели правонарушений со стороны владельцев транспортного средства или пешехода. Это не стукачество, как у нас считается, а гражданская сознательность, тем самым вы спасете чью-то жизнь.
Госавтоинспекторы пообещали усилить контроль за злостными нарушителями. Да, преследование лихачей, движущихся на скорости 160-180 км/ч, рискованно, но есть другие возможности в рамках закона, чтобы их задерживать и изымать мотоциклы. В первые же сутки отработки милиционерам удалось выявить в областном центре около 20 байкеров, которые превысили скорость, забыли зарегистрировать свой «чоппер» или «спорт» и пройти техосмотр. Рейдовые группы будут и в дальнейшем фиксировать на видеорегистратор тех, кто любит стартовать со светофора на заднем колесе, скрывает номерные знаки, и т. д. Будем надеяться, что совместными усилиями ГАИ, мотолюбителей и общественности удастся избавиться от неадекватов-одиночек на мотоциклах, доказав, что безнаказанными они не останутся.