Его отец работал водителем, мама – портнихой, оба свое дело знали как надо. Семья жила скромно, и мальчик с детства усвоил от родителей: если какие-то вещи нельзя купить, то можно попробовать сделать самому. В шесть лет он сколотил деревянную скамеечку, а чтобы мягче было сидеть, для обивки порезал мамино платье. За самоуправство начинающего столяра не наказали, изделие похвалили. Сегодня у Эдварда Владимировича дома много добротной и красивой мебели собственного производства.
– Всегда очень тянуло к машинам, мечтал научиться их конструировать. Даже на школьных уроках исподтишка рисовал «проекты», и казалось, получается что-то доселе невиданное, – вспоминает детство Эдвард Стацевич.
Первое самодельное авто – одноместного «Жука» – он собрал в 15 лет. В 1970-е в сельском хозяйстве списывали много техники, и на колхозной свалке, где лежал металлолом, можно было отыскать все необходимое. Тракторный двигатель-пускач пришлось перебрать, очистить и сделать к нему глушитель. Маленькие четыре колеса – остаток от копалок и граблей. Ни тебе сварки, ни болгарок, чтобы подгонять детали до необходимых размеров. Делал, как умел и мог, тайком от отца. Тот не запрещал увлеченному сыну возиться с железками, хотя нередко и, как сейчас говорят, по делу, с высоты собственного опыта критиковал его потуги в технической самодеятельности. В конечном итоге Эдик заправил свое детище топливом и проехался по деревне, распугивая кур. Это вдохновило. Вторым по счету автоизделием стала оформленная в ретростиле «Чобра», тоже кабриолет, без крыши.
Во время учебы парня в Вилейском автоучилище в моду вошли кейсы-дипломаты. На стипендию такой не купишь, но рукодельник Эдик быстро отыскал выход из положения – сначала смастерил стильный чемоданчик для себя, а потом выполнял заказы ребят, имея с этого какой-никакой приработок. После службы в армии неудержимому автосборщику и автослесарю захотелось получить еще и профессию художника-оформителя. Поступил в Смоленское художественное училище и с отличием его окончил. Много времени и сил уходило на оформление наглядной агитации, но постепенно полностью переключился на производственное обучение и техническое творчество.
Два года на работу в Видзовское тогда еще профтехучилище Эдвард Владимирович ездил на самодельном двухместном «Муравье». А второй экземпляр этой модели, собранный вместе с учащимися, показали на очередной областной выставке технического творчества профтехобразования.
Когда директором стал Михаил Смирнов, то при его содействии Эдвард Стацевич с двумя мастерами-коллегами на базе военного грузовика ГАЗ-66 создали вездеход и прицеп-катер к нему. Работы было очень много. Зато мощная и красивая машина, успешно выдержав испытания в экстремальных условиях, поразила воображение посетителей очередной областной выставки технического творчества.
Черный мотоцикл в фойе колледжа – тоже самодельный, как и железный «байкер» рядом с ним. Прежде похожий на робота «мотоциклист» выполнял не декоративную, а вполне себе хозяйственную функцию. На подворье Стацевичей он поддерживал лестницу, по которой кошки взбираются на подоконник дома, чтобы попроситься внутрь, царапаясь о стекло коготками.
Ажурное «Дерево дружбы» с гербом Браслава установлено в райцентре, «Музыкальная скамейка» – возле детской школы искусств, а грациозная кованая ящерица греется на камне перед фасадом колледжа.
– Что касается изготовления декоративных композиций, то здесь проблема с материалами. В магазине по заготовке вторсырья выбираем подходящий для сварки, художественной гибки или ковки металлолом, чистим. Кузница есть в мастерских. Собираемся сделать и передвижную, портативную кузницу-стол, как в Девянишкисской профтехшколе (Литва), с которой дружит наш колледж, – рассказывает Эдвард Стацевич.
Хотя все необходимое для работы с металлом есть и дома, украсить им собственное жилье руки не доходят – некогда. Зато на подворье мастера шесть почти наполовину самодельных машин, все на ходу и зарегистрированы. На фото Эдвард Владимирович с «Понтиаком». Глядя на него, так и хочется сказать словами знаменитой русской поэтессы: «Когда б вы знали, из какого сора…»
– Кузов – от «Понтиака», я долго его искал. Руль, двигатель, сиденья, панели тоже не хуже, чем у настоящего «американца», – гордится мастер.
С такими же увлеченными по части самоделок людьми он обменивается творческим опытом в Интернете. Одному из санкт-петербургских коллекционеров только что отправил самодельный грузовичок, собранный из списанных узлов, а то супруга попросила освободить место на сплошь заставленном дворе. Подготовил и все документы для регистрации машины. Грузоподъемность – тонна, скорость – 95 км в час, топливо – бензин.
Старший сын Стацевичей Павел – выпускник худграфа ВГУ им. П. Машерова, тоже работает в колледже и тоже по техническому творчеству. Младший Владимир, только что окончивший машиностроительный факультет Полоцкого госуниверситета, в Солигорске. Так отцовские гены дают о себе знать и у наследников.
В планах у Эдварда Владимировича – осуществление новых задумок.
Можно собрать 12 камней различной формы и для каждого из металла смастерить знак зодиака – получится симпатичная композиция на территории колледжа. Еще нашел на свалке битый реактивный двигатель, обязательно соорудим что-то интересное, может, даже летающее, – пообещал видзовский Кулибин.