Глубочане гордятся тем, что именно в их городе в семье учителя 125 лет назад родился один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, выдающийся авиаконструктор Павел Сухой. Говорят, в память о малой родине в рабочем столе он многие годы хранил пожелтевшую фотографию Глубокого.
О глубокских корнях Павла Осиповича стало известно благодаря старшему научному сотруднику Гомельского областного краеведческого музея Николаю Царькову, который на протяжении многих лет изучал биографию авиаконструктора. Прочитав его статью о Павле Сухом, ученики глубокской школы №1 под руководством учителя истории Терезы Рабизо с увлечением принялись искать подтверждение того, что создатель легендарных бомбардировщиков Су-2 их земляк.
Им удалось восстановить малоизвестные сведения его биографии, составить до четвертого колена родословную семьи дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР.
35 лет назад в школе, которая ныне носит его имя, был открыт музей Сухого, единственный в то время на территории СССР.
В экспозиции помимо макетов и деталей самолетов – сотни ценных экспонатов, в числе которых ксерокопий документов, книги, грамоты из личного архива конструктора, фотографии.
Экскурсоводы рассказывают о родине предков Павла Осиповича ― деревне Пахомово, на месте которой ныне красуется Вилейское водохранилище. Дед известного авиаконструктора Андрей Алексеевич был крепостным крестьянином, имел свидетельство об окончании Черниговской школы пчеловодства. Отец Павла окончил Молодечненскую учительскую семинарию, преподавал в Вилейской губернии, в том числе в Глубокском народном училище, действующем при церкви Рождества Богородицы.
За шесть лет работы в Глубоком Осип и Елизавета Сухие неоднократно получали письменные благодарности и денежные вознаграждения. Он – за работу с учениками, организацию хора, она – за успешное обучение девочек шитью и рукоделию.
Запись в метрической книге глубокской церкви Рождества Пресвятой Богородицы и другие найденные школьниками документы свидетельствуют о том, что в Глубоком Дисненского уезда Вилейской губернии в семьи Сухих родилось трое детей: Олимпиада, Ксения и Павел. Мальчику исполнился год, когда его родители переехали в Новогрудок. Позже Осип Андреевич преподавал в Дубатовском народном училище (возле литовского города Швенчёнис), а в 1899 году семья обосновалась в Гомеле, где Павел с серебряной медалью окончил гимназию, проявив особые успехи в математике и физике.
В 1914 году Павел Сухой стал студентом математического факультета Московского университета. А через год, покинув его, поступил в Императорское Московское техническое училище (сейчас МГТУ им. Н. Баумана), где стал членом Кружка воздухоплавания, которым руководил профессор Николай Жуковский. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях, был на передовой Северо-Западного фронта. По причине болезни был комиссован из армии, преподавал в Лунинце Брестской области, затем вновь продолжил учебу.
В 1925 году Павел защитил дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил», над которым работал под руководством конструктора авиационной техники Андрея Туполева. Способного ученика Андрей Николаевич пригласил в конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института, а позже перепоручил бригаде Сухого первый цельнометаллический истребитель для серийного производства И-4. В сентябре 1940-го Павлу Осиповичу присвоили степень доктора технических наук.
– Мы постарались собрать как можно больше информации об опытно-конструкторском бюро Павла Сухого и его вкладе в Великую Победу, – говорит руководитель школьного музея, дочь Терезы Эдуардовны Наталия Рабизо. – Например, по данным Центрального архива Министерства обороны РФ города Подольска, 12-й смешанной авиадивизии, штаб которой располагался в Витебске, в начале Великой Отечественной войны были переданы десятки бомбардировщиков Су-2. Авиация, в частности, базировалась на аэродромах Бецкое, Травники, Лепель и Крулевщина, которая находится в 10 км от Глубокого.
Су-2 называли самолетом-солдатом, так как он одним из первых вступал в бой с противником. В оперативной сводке 12-й смешанной авиадивизии от 3 июля 1941 года говорится, что два бомбардировочных полка производили разведку и боевые действия по мотомехчастям противника в районе Лепеля, Глубокого, Докшиц и других населенных пунктов.
Под руководством Павла Осиповича Сухого разработано более 50 конструкций самолетов. Один из них – Су-17 – четверть века назад в память о земляке установили на въезде в Глубокое.
Совместно с педагогами ученики СШ №1 имени П. Сухого разработали экскурсионный маршрут по памятным местам района «Крылатая слава Глуботчины». Ребята предлагают посетить сквер знаменитых земляков, где установлен бюст авиаконструктора, и, безусловно, посетить школьный музей.
Фото Дианы БЕРНИКОВИЧ.