Автор: . Дата создания:

Пришла весна, растаял снег, и мы увидели, как изменились после зимы наши дороги. Насколько специалисты готовы к их обновлению, поинтересовался в КУП «Витебскоблдорстрой».

Как отметил генеральный директор коммунального предприятия Владимир Матвеев, на балансе находится почти 15 тыс. км местных автомобильных дорог. Иначе говоря, если бы существовал сухопутный путь, то можно было бы по прямой доехать от Витебска до южного побережья Австралии.

Главная задача на зиму – обеспечение безопасности движения транспорта – как считает директор, была выполнена. Дорожники занимались прежде всего подсыпкой и расчисткой трасс. Однако существует и «зимний» асфальт – холодные органоминеральные смеси, с помощью которых ликвидируется критическая ямочность асфальтобетонных покрытий.

Нынешняя зима была не самой легкой, ведь тому же асфальту страшен не столько 20-градусный мороз, сколько колебания минус – плюс, когда по законам физики дорожное полотно то расширяется, то сжимается, из-за чего происходит его износ.

Проблема и в том, что предприятию в свое время в «наследство» достались дороги не лучшего качества: строились они по устаревшим сегодня нормативам, не рассчитанным на современные нагрузки, порой даже без проекта, да и техника была не та. Поэтому быстро теряются технико-эксплуатационные показатели.

Как каждый хороший хозяин после зимы наводит порядок в доме, так и дорожники сейчас делают ревизию своих владений. Кстати, в общей системе местных дорог доминируют транспортные артерии с гравийным и грунтовым покрытием: почти 10 тыс. км. А они при резких колебаниях температуры и обильных осадках могут стать непроездными. На предупреждение их разрушения направлено введение в области ограничений нагрузки на оси транспортных средств в период весенней распутицы, которое действует до 25 апреля. Сейчас ведется их грейдирование, а также ямочный ремонт асфальта.

Сейчас все силы предприятия брошены на подготовку дорог к летней эксплуатации. Ремонт финансируется из двух источников: областного бюджета (из-за экономических трудностей нынче оно сократилось на 10%) и транспортного налога – госпошлины в республиканский бюджет за выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, которая затем распределяется между регионами. В зависимости от поступающих средств планы предприятия постоянно корректируются.

Филиалы «Витебскоблдорстроя» (ДРСУ) есть во всех районах. В каждом из них ситуация складывается по-разному: к примеру, у того же Городка совсем не те климатические условия, как у Докшиц или Постав. Восстановить технику после прошедшего сезона – тоже непростая задача. У кого-то она готова к эксплуатации, а кто-то подтянется к первым числам апреля.

Самые масштабные работы начинаются с пуском асфальтобетонных заводов, которые есть в каждом районе, первым начал работу завод в Верхнедвинске. Также уже готов отгружать дорожникам нефтяной битум новополоцкий «Нафтан». Запустили производство в Лепельском ДРСУ-202, где налажен выпуск битумной эмульсии.

Сейчас по распоряжению Президента, которое он дал на открытии второй минской кольцевой трассы в конце прошлого года, поручено разработать план по глобальной реконструкции дорог местного значения. Уже многое сделано в подготовке проектов по нашей области.

Кроме того, «Витебскоблдорстрой» – среди основных подрядчиков, занятых на превращении городского поселка Копысь Оршанского района в культурно-деловой центр, который, по указанию Александра Лукашенко, должен стать маяком для всех малых населенных пунктов республики с точки зрения социальной инфраструктуры.

Если понадобится, в строительство поселковых дорог готовы включиться практически все районные ДРСУ и даже сельскохозяйственный филиал предприятия – «Клевцы». Также оно будет принимать активное участие в подготовке Дубровно к областным «Дажынкам», а Полоцка – ко Дню белорусской письменности.

Витебские дорожники пытаются найти оптимальный баланс в соотношении «цена – качество» в работе с новыми технологиями. Сейчас, например, изучают вместе с «БелдорНИИ» новые смеси с различными компонентами. Однако все упирается в финансирование. Больше внимания следует уделять ямочному ремонту, ведь превыше всего безопасность.

Кроме того, грядет благоустройство остановок общественного транспорта, покраска ограждающих конструкций, ведется уборка обочин от бытового мусора, который накопился за зиму, «благодаря» бескультурным водителям.

Капитальный же ремонт асфальтовых автотрасс начнется, когда установится устойчиво теплая погода, ведь за зиму почва промерзла на серьезную глубину. Поэтому хотелось бы, чтобы зима не вернулась.

Фото Дмитрия ОСИПОВА