В санитарной колонне трудится более 150 грузчиков и водителей, которые ежемесячно вывозят на городской полигон твердых бытовых отходов около 70 тысяч кубометров, или 14 тысяч тонн мусора (из расчета 5 куб. м – тонна). По словам начальника санколонны Александра Пусева, с каждым годом количество мусора увеличивается, как и нормативы образования отходов. Сегодня в среднем на одного витебчанина приходится 1,95 куб. м мусора в год (почти 400 кг).
– Исходя из этого рассчитывается число контейнеров во дворах и частота их вывоза, – рассказывает Александр Александрович. – Благодаря повышению тарифов предприятию удалось выйти на рентабельную работу и начать обновление автопарка, устанавливать новые емкости.
С помощью GPS-навигации и специальной компьютерной программы вывоз мусора сегодня организован буквально по минутам, а расстояния, которые ежедневно проезжают мусоровозы, рассчитаны до километра. Несколько нажатий на кнопки – и на мониторе компьютера начальника санколонны видно не только видно местоположение машин, но и занятия работников – загрузка контейнеров, дорога на полигон, разгрузка и так далее. Благодаря GPS-контролю на любые претензии жильцов или юридических лиц у спецавтобазы теперь всегда есть аргументированные ответы. Хотя без жалоб все равно не обходится.
Например, пока я беседовал с Александром Пусевым, позвонил рассерженный мужчина, проживающий в центре города. Требовал перенести вывоз мусора с его двора с семи утра на более позднее время. Работа техники, видите ли, мешает спать. И хотя ему объяснили, почему это невозможно, жилец пообещал жаловаться «дальше и выше».
– Наши работники дорожат своим местом, убирают на совесть, текучки кадров нет, – подчеркивает Александр Пусев. – Устраивает стабильность: мусор, а значит, работа будет всегда. Все наши водители – высококлассные специалисты, которые ежегодно повышают квалификацию, стажируются на новой технике. По-другому нельзя: маневрировать на грузовике по дворам, заполненным машинами, может далеко не каждый. Устраивает и зарплата – в среднем более 6 млн рублей.
С одним из опытнейших водителей спецавтобазы Николаем Симаковым и его молодым напарником грузчиком Виталием Игнатовым я и отправился на смену.
Техника санитарной колонны не новая – почти 70% автомашин выработали свой нормативный ресурс, но все равно на ходу благодаря стараниям Кулибиных из техслужбы спецавтобазы. Обновление, конечно, есть (недавно по лизингу приобретено четыре новых МАЗа), но до полной модернизации автопарка еще далеко.
Рабочий день у водителей и грузчиков продолжается до четырех дня – за это время они обычно успевают загрузить 140-150 стандартных контейнеров и сделать 4-5 рейсов на полигон. Тяжелее приходится, если убирают частный сектор. За смену объезжают до тысячи домов, вручную загружая порой неподъемные мусорные мешки. И так пять дней в неделю, а при желании подработать – и в выходные.
Николай Кириллович крутит баранку, убирая мусор, 38 лет (!). Всегда опрятный, улыбчивый, рассудительный. Закончил Витебское училище механизации, техникум, устроился на спецавтобазу сначала трактористом и, как говорится, прикипел душой. Водителя-профессионала не раз приглашали в дальнобойщики, но он отказывается.
– Я человек семейный, люблю быть возле дома, а не в разъездах, – объясняет Николай Кириллович. – Супруга у меня прекрасная, понимающая, внуки уже большие. В браке мы 45 лет, и все время жена меня поддерживает. Хоть и не прошу, но просыпается со мной, завтрак готовит, на работу провожает. Коллектив у нас хороший, да и техника мне всегда нравилась. Я ведь возле своего ЗИЛа, как возле любимой, женщины кручусь – и утром, и после работы. Зато он всегда на ходу.
Рабочий график и стабильная зарплата устраивают и напарника водителя – 28-летнего грузчика Виталия, который пришел на спецавтобазу три года назад, вдоволь наевшись «шабашками» строителя.
За разговорами добрались до первого места сбора мусора – проспект Победы, 15. Многоэтажный дом в спальном микрорайоне, двор которого заставлен машинами. Яблоку негде упасть, а не то что проехать 10-тонному грузовику. Благо помогают дворники, которые выкатывают из ближайших подъездов контейнеры прямо к мусоровозу. Но вот к дальним подъездам, несмотря на несколько тщетных попыток, мы проехать не можем – заблокировано наглухо.
– Придется сообщить диспетчеру и вернуться за несколькими контейнерами позже, когда машины разъедутся, – вздыхает Николай Кириллович. – А это лишнее время и деньги на топливо, у нас ведь все рассчитано. Здесь так всегда. Несмотря на то, что по правилам запрещено парковать машины со стороны подъездов, жильцы постоянно так поступают. Ладно, мусор не уберем, а в случае несчастья как пожарной или «скорой» подъехать?
В следующих дворах ситуация не лучше, но мусоровоз под виртуозным управлением Николая Кирилловича метр за метром протискивается к мусорным площадкам, контейнерам. То и дело водитель и грузчик выскакивают из салона, нажимают рычаги, и грузовик постепенно наполняется мусором. Специальное устройство его, распределяя по всему кузову, а мощный пресс трамбует отходы. Обычно в машину помещается около 30 контейнеров, а это 30 высадок и посадок в высокую кабину ЗИЛа. Неплохая утренняя зарядка!
Николай и Виталий работают слаженно, синхронно. За несколько лет они научились понимать друг друга с полуслова, знают свой маршрут назубок, и дело спорится. В заполненных автомобилями дворах, в темноте грузчик – главный помощник и проводник для водителя. Ведь зачастую машине, собрав мусор, приходится сотни метров медленно пятиться задним ходом. И без помощи человека, который находится сзади и дает подсказки, не обойтись. Недаром на новой технике спецавтобазы начали устанавливать камеры заднего вида.
В одном из дворов едва не случилась серьезная пробка. В начале восьмого утра люди засобирались на работу, машины ожили. Слева и справа ряды припаркованного личного транспорта. Мы пытаемся пробраться к контейнерам, а спереди уже слепит дальним светом автомобиль, стремящийся, наоборот, выехать из двора. Ни туда ни сюда. Виталий выскакивает из машины, помогает отъехать назад автолюбителю и протиснуться мимо него грузовику. От ювелирного вождения Николая у меня как у автомобилиста даже дух захватывает.
– Это еще хорошо разобрались, без оскорблений, – рассказывает он. – Ведь часто бывает, с утра как обложат матом ни за что, так настроение на день испортят. Помнится два часа в одном из дворов не могли разъехаться, машин 50 собралось, ГАИ вызывали. Одна дамочка бросила авто, как попало, и стали все. Милиционеры тогда много кого за неправильную парковку оштрафовали. Иногда наказывают и меня – случаются мелкие ДТП особенно зимой.
Спустя два часа маневрирования по дворам мусоровоз наполняется отходами, а вместе с ними в салон проникают неприятные запахи. Издержки профессии. Николай Симаков и Виталий Игнатов лишь улыбаются, когда я начинаю принюхиваться. Говорят, давно привыкли, да и машины моются каждый день, к тому же зима.
– Вы с нами в жаркие деньки поработайте, – подшучивает Виталий. – Запах гниющих отходов – это нечто. Не зря нам за вредные условия труда доплачивают.
В ответ я интересуюсь, не слишком ли это грязная работа, может, что-то лучше поискать?
– А чего нам стыдиться? – говорит Николай Кириллович. – Любая работа важна. А от грязи можно отмыться. Лишь бы душа была чистая.
Около восьми утра, заполнив машину, мы отправляемся на полигон, где уже один за другим выгружается вереница мусоровозов. Пару минут, и Николай с Виталием снова спешат в город, где их ждет еще немало дел. И так каждый день. Спасибо вам, ребята, за такой нелегкий труд!
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.