В годы Великой Отечественной войны нацисты уничтожали деревни, периодически заживо сжигая мирных жителей в их домах. Иногда людям чудом удавалось спасти. Не стал исключением и Полоцкий район, где более 130 населенных пунктов со времен ВОВ не восстановлены.
Жительница деревни Молодежки Мария Михайловна в годы войны была связной партизанского отряда «Неуловимые». В ноябре 1943 года девушка с семьей эвакуировалась в Смоленскую область. Вернувшись в июле 1944 года, она увидела на месте деревни выжженную землю.
– После отступления немцы сожгли деревни Молодежки, Коповище, Жарцы, Сухой бор, – сообщила Мария Михайловна представителям прокуратуры Полоцкого района. – Они сгоняли местных жителей в один поселковый дом и уничтожали всех. В Коповище оставался всего один дом, скорее всего, там был вражеский штаб. Фашисты убивали мирное население с помощью полицаев, которые были из местных. Часть предателей в последующем была ликвидирована партизанами или осуждена. Другим удалось уехать в Литву и там спрятаться от правосудия.
В годы Великой Отечественной войны также лишилась крова семья еще одной уроженки Полоцкого района – Ольги Андреевны. Она об этих трагических событиях знает со слов матери. В ее родную деревню Черноручье-2 беда пришла в 1943 году. Фашисты полностью разграбили поселок, забрав с собой весь скот, домашних животных и продовольственные запасы, а на месте деревни оставили пепелище.
– К нам в дом зашел немецкий солдат и показал руками, что будут поджигать, – рассказала следователям Ольга Андреевна. – Если бы этот человек не предупредил то остальные нацисты могли сжечь здание вместе с семьей. Оккупанты обливали дома горючей жидкостью и поджигали.
Впрочем, говорить о милосердии в контексте спасения семьи Ольги не приходится. Мирное население было нужно фашистам для подневольного труда.
– Жителей сожженных деревень сгоняли в концентрационный лагерь в Полоцк, – вспоминала Ольга Андреевна. – Там содержались старики, дети и женщины, в том числе моя мама, брат и сестра. Детей туда везли на лошадях, а взрослые шли пешком. Сестру матери из лагеря хотели отправить за границу на товарном поезде, но ей удалось сбежать. Узники жили в бараках, их заставляли работать: дети чистили картофель, мыли полы…
Истории семей Марии Михайловны и Ольги Андреевны стали известны в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида населения современной территории нашей страны в годы войны нацистскими преступниками и их соучастниками. Как сообщил помощник прокурора Полоцкого района Никита Белоусов, в этом регионе Витебщины сотрудниками следственной группы уже осмотрены 285 населенных пунктов, сожженных в годы Великой Отечественной войны (восстановленных и не восстановленных в послевоенный период). Расследование уголовного дела продолжается.
Фото из открытых источников носит иллюстративный характер.