Автор: . Дата создания:

В многодетной семье чашничанки Натальи Олешковской, обладательницы звания «Женщина года Беларуси – 2018», 11 детей, восемь из которых – приемные. Под ее заботливым крылом каждый нашел свое место и частичку материнского тепла.

Спасти от беды 

Большую семью Наталья и муж Виктор заводить не собирались, но, видимо, свадебное напутствие свекра, у которого было восемь детей, стало пророческим: «Желаю вам перегнать меня».

Наталья Аркадьевна вспоминает, как их семья начала пополняться.

– Мы навещали золовку в больнице. Вижу – идет мальчик и пристально на меня смотрит, по дороге обратно опять глаз не отводит, – рассказывает заслуженная мама. – Я его спрашиваю: «Ты меня, наверное, знаешь?» Он отвечает: «Да, ты тетя Наташа». Оказалось, это племянник Женя, я его не узнала, так как до того долго не видела. Расспросила, как он очутился там, мальчик признался, что его отдали в приют.

Вернувшись домой, Наталья не переставала думать о ребенке. Мужу сказала:

– Надо спасать Женьку.

Единогласно решили, что нужно забирать мальчика к себе. Когда пришли навестить его, то увидели, как он толкает перед собой еще меньшего – своего брата Максима.

– Я буду слушаться тебя, только забери меня, – попросил младший племянник.

Сердце дрогнуло. Конечно, взяли обоих. В первый день после приюта мальчишки громко обсуждали новый дом, хотя им казалось, что говорят тихо.

– Да, хорошо тут, – заметил Женя.

– И еды много, – поддакнул Максим.

Наталья с мужем только переглянулись и без слов поняли, что приняли правильное решение.

Сейчас ребята учатся в Минске на инженеров по ремонтно-техническому обслуживанию машин, но почти каждые выходные приезжают домой, помогают по хозяйству.

Не отдавайте меня! 

Двоих сестричек – Вику и Дашу – Наталья и ее супруг не планировали удочерять, хотели сначала поднять на ноги тех домочадцев, что уже были в семье. Но у Бога были свои планы.

– Я отнекивалась, говорила, что и так много детей, а мне в отделе образования сказали: ты только сходи посмотреть на них, – делится воспоминаниями Наталья Аркадьевна. – Пришла, принесла конфеты «Пикник», Даша – а ей еще и трех не было – взяла и говорит с удивлением: «Такой большой конфеты не бывает». Бывает, отвечаю ей, раз держишь в руке. Потом она забралась ко мне на колени – и я, попав под ее обаяние, поняла: девочки будут с нами. Другие варианты уже не рассматривались.

Адаптационного периода у сестер, рассказывает орденоносная мама, как такового и не было: Вика и Даша, придя в дом, сразу стали своими, словно всегда здесь жили. Старшая Вика в первый вечер пела песни, почти не умолкая.

У девочек тогда жива была бабушка, к которой они однажды съездили. Старушка упала на колени перед Натальей и со слезами просила присматривать за ее внучками, не разлучать. Вскоре она умерла, а до Олешковских дошла весть, что Дашу хочет удочерить пара из Бреста. Малышке об этом рассказали в детском саду, домой она вернулась вся в слезах.

– Мама, не отдавай меня никому! – просила сквозь рыдания.

Наталья и Виктор сразу же отправились в отдел образования, и девочки остались в их доме. Теперь они первые мамины помощницы.

С молитвой по жизни 

Больше года назад дружное семейное гнездышко пополнилось двумя птенчиками: Дашу-маленькую и Илью-маленького опекают и балуют не только взрослые, но и дети.

Еще один Илья и его сестра Алина обрели в доме Олешковских заботливых и понимающих родителей, братьев и сестер. Алина называть Наталью мамой в открытую пока стесняется, но зато поет ей песни собственного сочинения о том, как им с братом повезло оказаться у таких хороших и добрых людей.

Наталья называет всех их маленьким чудом. Причем это касается не только дошколят, но и тех, кто постарше.

– Некоторые из ребят пережили страшные события, – говорит она. – При этом остаются добрыми, открытыми, заботливыми. Мы стараемся дать им не просто крышу над головой, а уверенность в завтрашнем дне, более того, научить прощать, отпускать свое прошлое.

Каждое воскресенье семья ходит в храм. Одни молятся, другие просят о сокровенном, а кто-то мечтает увидеть ангела, которым стала родная мама. Наталья надеется, что в искренней детской беседе с Богом каждый ребенок отыщет светлый лучик веры.

Наталья рассказала и о своих уже подросших детях. Старший Юра окончил БГУИР, но выбрал карьеру военного. Средний Алексей – инженер, учился в БАТУ, после службы в армии не мог найти работу по специальности и отправился в столицу, стал поваром.

– Говорит: «Мама, это мое! Я себя как рыба в воде чувствую», – рада выбору сына Наталья.

Дочь Екатерина – специалист по социальной работе. Все вместе часто навещают родительский дом, возятся с младшими детишками, а те ждут их с нетерпением. И когда на большие праздники семья собирается за общим столом, разговоры, песни и шутки не стихают.

Почти по Макаренко 

Для большой семьи нужно и соответствующее подсобное хозяйство. Чтобы ни в чем не нуждаться, держат коров, поросят, кур, индюков, гусей. К труду Наталья с Виктором никого не принуждают, дети выполняют обязанности, которые им нравятся больше всего. Например, Вика прекрасно готовит, но в повара по примеру старшего брата не торопится, мечтает стать стоматологом.

Маленький Ильюша летом первым бежит поливать грядки, у него есть своя лейка и отдельное корыто с водой, которыми он ни с кем не делится, а спешит сам выполнить любимое дело. А еще мальчик не отходит от отца ни на шаг, помогает пахать на мотоблоке. «Ух, уморился!» – по-взрослому заявляет он после работы, от которой его не оторвать даже на небольшой перерыв.

Кстати, почти все в доме Виктор Олешковский сделал своими руками: по специальности он столяр-плотник. Мальчишки перенимают его науку, да и от мамы получают полезные навыки самообслуживания.

И что примечательно: соседские дети часто забегают в гости и тоже включаются в дружную трудовую деятельность. Забирая вечерами своих чад, мамы неизменно восклицают: «На своем огороде и травинки не вырвут, а у вас вон как хорошо работают!» А еще для всех удивительно, как при такой ватаге детей в доме… тихо.

– Никого не ругаю за шумные игры, дети должны резвиться, бегать, прыгать, это естественно для них, – убеждена Наталья. – Просто у нас как-то само собой получается, что шума и гама нет, для всех всегда находится интересное занятие.

Она не делит детей на родных и приемных, все они – ее.

– Я их и пожалею, и поругаю одинаково, когда заслужат, но ни одного не дам в обиду, буду отстаивать до последнего, ведь лучше меня их не знает никто, – решительно говорит многодетная мама, в чьем большом сердце хватает любви для каждого из ее одиннадцати птенчиков.

Фото Дмитрия ОСИПОВА