Автор: . Дата создания:

Узнав, что 16 октября отмечался Всемирный день продовольствия, я задумалась: мы ежегодно боремся за урожай, зная, что от его увесистости зависит продовольственная безопасность страны, учимся беречь природные и энергетические ресурсы, но при этом без зазрения совести выбрасываем продукты питания.

Сгнил виноград – в мусорное ведро, истек срок годности йогурта – туда же, испортился борщ – в унитаз. И это мы, белорусы, – небогатый, надо сказать, народ. Правда, дабы себя немного оправдать, добавлю, что такая негативная тенденция присуща многим государствам, и в большей степени, конечно, развитым странам. Например, Европа выбрасывает ежегодно 90 млн тонн продуктов питания, причем, согласно оценкам экспертов, больше половины этого продовольствия так и не попало на стол. Лидерами в данном рейтинге являются Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды и Польша. Не отстают и американцы, которые каждый год отправляют в мусорные контейнеры еды на 165 млрд долларов. Чтобы усилить эффект от предыдущей цифры, приведу еще несколько: в среднем американская семья из четырех человек ежегодно пополняет свалки продуктами на 2275 долларов. Этот показатель на 50% выше, чем в 1970-е годы. Между тем каждые 6 секунд на планете от недоедания умирает один ребенок, а ученые ломают голову над тем, как накормить человечество, которое, если верить доктору биологических наук, российскому профессору Виктору Дольнику, растет на 2% в год, удваиваясь каждые 35 лет.
Люди выбрасывают пищу, не думая о том, что для производства 1 килокалории еды сжигается 10 килокалорий топлива. Таким образом, ради миллионов тонн продуктов, оказавшихся впоследствии в мусорных баках, в атмосферу выделяются десятки миллионов тонн углекислого газа. Получается, вредим природе просто так. Но несмотря на все вышеперечисленные факторы люди продолжают выбрасывать еду. Почему? Об этом мы спросили у заведующего медико-психологическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии, главного внештатного психолога Витебской области Николая Якушкина.

По его словам, проблема нерационального использования продуктов питания имеет несколько аспектов. Если обратиться к истории, то наши предки привыкли к тому, что на Руси расстояния большие, ресурсов много, экономить ничего не нужно. Поэтому славянская культура рассчитана на широту русской (белорусской) души. Но времена меняются, людей на Земле становится все больше, и чтобы жить комфортно, следует выполнять определенные требования. И здесь появляется тренд глобальной мировой экономии – с одной стороны, а с другой – такое понятие, навязанное нам Западом, как общество потребления, которое предполагает, что человек должен много тратить.

Магазинные «заманухи»

Сегодня, чтобы «раскошелить» людей, в крупных торговых объектах работает целый штат сотрудников: маркетологи, психологи, специалисты по рекламе и мерчендайзингу (merchandising — искусство торговать). Они всевозможными уловками пытаются воздействовать на эмоциональную сторону совершения покупок, «цепляют» посетителей скидками, распродажами, красными ценами, бонусами и дисконтами. Даже цвет стен в магазинах и освещение заманивают потребителей, а планировка торговых залов и выкладка товаров разработаны таким образом, чтобы эффективно управлять людским потоком. Например, человек пришел за хлебобулочной продукцией. Но ее специально размещают в конце зала, чтобы по пути на глаза попалось как можно больше товаров. Как правило, к кассе покупатель приходит не только с хлебом. Вместо 10 тысяч рублей потрачено 100, а в сумке лежат колбаса, майонез, селедка и замороженное тесто. Все – со скидкой.

– Уже дома, выкладывая товар, человек начинает задумываться: почему он все это купил? – говорит Николай Владимирович. – Потому что тут распродажа сала, а тут появился какой-то новый продукт, который обязательно надо попробовать. Тут «Бабушка Аня» свежие пельмени налепила, а тут… Люди в современных магазинах, в которых буквально в воздухе летает ощущение «халявы», подвергаются всеобщему ажиотажу, происходит «заражение». Они начинают бессознательно совершать покупки. Это говорит о том, что культура потребления у нас действенна, хорошо работает реклама. А ведь раньше, когда ее не было, у людей было разумное понятие потребностей. Они покупали столько, сколько нужно, а не столько, сколько могли унести или на сколько хватит денег. Сейчас же с прилавков сметается вся продукция по акциям, причем нередко в других торговых объектах аналогичный товар без скидки стоит дешевле.

Выигрывая тактически, проигрываем стратегически

Отдельная тема для разговора – это хранение. Крупные торговые объекты стараются переложить эту головную боль на потребителей. Правильно: зачем тратиться на дорогостоящее холодильное оборудование, оплачивать электроэнергию, труд продавцов, которые будут следить за сохранностью скоропортящейся продукции, проверять сроки годности, когда можно организовать распродажу и в мгновение ока избавиться от целой партии. И в этом магазинам помогаем мы – потребители. Покупаем сразу, к примеру, 10 кг слив дешевле на 2-3 тысячи рублей за килограмм, чем предлагают конкуренты. Вечером всей семьей съедаем пару-тройку килограммов, а на следующий день начинаем судорожно думать, что делать с остальными ­– варить варенье или компот. Несколько дней забываем купить сахар, затем обнаруживаем, что сливы стали портиться. Часть выкидываем, а оставшиеся, наконец-таки, с затратой сахара, электроэнергии, времени и сил превращаем в повидло, которое отправляем в подвал или на антресоль. Срок хранения – пока не съедим!  

– У нас сейчас нет дефицита продуктов питания, – продолжает Николай Владимирович. – Мы живем не в Советском Союзе, когда вареную колбасу раз в несколько дней, а то и недель выбрасывали на прилавки, и если ты ее не купишь, то придется долго ждать следующего раза. Сегодня мы знаем, какую колбасу, какого производителя и по какой цене привозят в тот или иной магазин. Нет нужды ее много покупать, несмотря на то, что торговые предприятия пытаются заставить нас это делать. Задача покупателей - не поддаваться рекламе, «включать мозги» и не торопиться. Чтобы за эмоциями последовала какая-то рациональность, необходимо время. Не уверены - отложите покупку, посоветуйтесь с близкими или людьми, находящимися рядом. Также полезно задать себе вопрос: «А что будет, если я это не куплю?». Поверьте, ничего не будет. Покупки, совершенные наспех под воздействием рекламы, не дают реальной экономии. Выигрывая тактически, мы проигрываем стратегически. То есть тактически экономим два рубля на распродажах, затем тратим 10 на хранение, а потом 100, потому что выбрасываем. Или, чтобы пища не портилась, начинаем ее поедать в количествах, превышающих потребности организма. Растет вес, который провоцирует разные заболевания. Мы покупаем лекарства, чтобы избавиться от недуга, тратим средства. В итоге  - стратегический проигрыш.

Полезные советы

Избавиться от привычки покупать лишнее можно. Как говорится, были бы желание да знания. Первое, конечно же, за вами, а вот со вторым Николай Якушкин готов помочь. Несколько простых советов, и вы не будете тратить деньги на еду, которую потом отправите в мусор.

Во-первых, чтобы в магазинах не набирать ненужных продуктов, надо включить разум и выключить эмоции. Должен присутствовать психологический настрой:  я буду покупать только то, что необходимо. Во-вторых, структурируйте покупки: какие продукты понадобятся сегодня, какие через неделю, какие через месяц. Например, разумно, если вы сейчас купите картошку за 2,5 тысячи на 6 месяцев. Вы знаете, что у вас есть где ее хранить. Или вы знаете, что ее хранить негде, поэтому купите на месяц, но при этом вы готовы через месяц покупать картошку за 3 тысячи. В-третьих, всегда планируйте покупку продуктов питания и объемы приготовленной пищи. Покупать и готовить надо только то, что будет съедено. Таким образом вы еще и экономите свое время, которое не будет уходить на готовку супов и салатов, которые потом никто не съест. В-четвертых, следует понять, что с точки зрения экономичности невыгодно делать большие запасы. Вы замораживаете деньги, которые, находясь в банке, могли бы приносить доход. В то же время большой объем продуктов при неправильном хранении может быстро испортиться. В крупах - завестись живность, сахар - отсыреть и закаменеть. В-пятых, никогда не приобретайте еду натощак. Голодный человек покупает намного больше, чем ему нужно, и не всегда практично подходит к выбору товара.

В заключение Николай Якушкин напомнил, что разумные ограничения являются важной составляющей христианской культуры. Так, телесный пост выражается в ограничениях в пище, душевный – внешних удовольствий и впечатлений. Священнослужители проповедуют, что наше тело разрушается не из-за ограничений в еде и других удовольствиях, а из-за  излишеств в них. Либеральный же подход, навязываемый нам Западом, наоборот, пропагандирует вседозволенность. Это развращает людей. Они стараются больше зарабатывать, но не богатеют, потому что тратят деньги на ненужное. Человек постепенно превращается в машину для переработки продуктов и услуг. И при этом он даже не задумывается, что бутерброд с сыром в мусорном ведре эквивалентен бесцельно вылитым 90 литрам воды, 1 кг картошки – 300 литрам, 1 кг говядины – от 5 до 10 тыс. литрам. Долго ли такое отношение будет выносить матушка-природа, неизвестно.