Жительница Поставского района занимается исследованием интернационального антифашистского движения. Она узнала интересные факты об участии испанских добровольцев в боевых действиях на Витебщине.
Немаловажную роль в наступательной операции «Багратион» сыграло партизанское и подпольное движение, где вместе с белорусским народом на оккупированной территории в едином строю сражались более четырех тысяч зарубежных бойцов. Поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, венгры, французы, немцы, австрийцы... В большинстве случаев они попадали на территорию нашей страны в составе отдельных частей вермахта и, случалось, уходили к партизанам. Участие испанцев в движении сопротивления на территории нашей области заинтересовало поставчанку студентку БГУ Ольгу Кузнецову. Ее исследовательская работа приоткрывает еще одну малоизвестную страницу антифашистского сопротивления.
Так случилось, что многие республиканцы из числа командования армией и интербригадами, рядовые, лидеры Компартии после поражения Испанской Республики оказались на положении политэмигрантов в Советском Союзе и с первых дней Великой Отечественной вступили в бой с немецко-фашистскими захватчиками в составе РККА, а впоследствии и партизанских формирований.
В Москве осенью 1941 года начинает формироваться специальная бригада, в которую вошли не только испанцы, но и много других иностранцев. Все они обладали определенным боевым опытом. В июне – августе 1942-го в нашу область через «Витебские ворота» прибыли инструкторы минно-подрывного дела из состава 5-й отдельной инженерной бригады специального назначения Калининского фронта. Бригадой командовал известный диверсант-разведчик полковник И. Старинов, который в Испании был советником и инструктором в первом из созданных там разведывательно-диверсионных отрядов. А теперь уже на советской земле в его бригаде находились свыше 300 бывших испанских партизан из состава 14-го партизанского корпуса Республиканской армии Испании.
Одну из групп, прибывших на Витебщину, возглавлял капитан С. Казанцев. В ее составе было до 20 испанцев, которых направили инструкторами в партизанские бригады Алексея, 1-ю, 2-ю им.
П. Пономаренко и 3-ю Белорусскую, отряд Стрелкова. Одной из диверсионных групп в бригаде Алексея (Данукалова А.), действовавшей на территории восточных районов области, командовал уроженец испанской Астурии Хосе Фернандес Виеска. За месяц его группа пустила под откос 3 эшелона, подорвала 13 автомашин.
Во главе другой диверсионной группы в этой же бригаде действовал майор испанской Республиканской армии Энрике Гарсия Канель, обучивший 450 подрывников. Его группа вывела из строя участок железной дороги Витебск – Смоленск, в районе деревни Корпяки сожгла эшелон с 30 вагонами угля. Испанец был награжден орденом Красного Знамени.
Бывший летчик уроженец Барселоны Франсиско Гаспар со своей группой за три месяца вывел из строя 4 паровоза, 43 вагона с грузами и 3 – с живой силой противника. Обучил диверсионной работе более 50 партизан 3-й Белорусской партизанской бригады. Позднее, будучи командиром диверсионного отряда, организовал 6 диверсий на железной дороге Полоцк – Витебск, лично пустил под откос два эшелона. Также награжден орденом Красного Знамени.
В этой же 3-й Белорусской партизанской бригаде возглавил диверсионную группу Мигель Сантос Баскуньян. Испанец обучил подрывному делу около 200 партизан, был награжден орденом Ленина.
В 1-й Белорусской партизанской бригаде действовали диверсионные группы под командованием Мануэля Руиса и Андерса Милья. Около 200 диверсантов-подрывников подготовил М. Руис, участвовал в семи боевых заданиях, пустил под откос эшелон с горючим у станции Язвино. Вместе с советскими инструкторами разработал мину новой конструкции.
В сентябре 1942-го испанцев отозвали из Беларуси в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. В октябре они вместе с советскими военнослужащими в составе специального отряда были переброшены под Ленинград, где в то время действовала испанская «Голубая дивизия».
В составе отряда имени Щорса бригады имени Гастелло Вилейского соединения, действовавшей в 1943 году на территории Шарковщинского, Глубокского и Поставского районов, воевали Фернандес Хосе (на фото) и его боевой товарищ Летоса Хосе.
В сентябре 1943 года старший сержант Фернандес Хосе был назначен начальником особого отдела бригады имени Гастелло. Под его непосредственным руководством, как было сказано в представлении к награждению, «уничтожено: паровозов – 4, лесопильных заводов – 2, складов с продовольствием – 2, уничтожено предателей – 27.
Уничтожено и временно выведено из строя немецких солдат и офицеров –184. Захвачены у противника одно орудие и 180 снарядов. Фернандес Хосе организовал систематическую засылку нашей литературы в гарнизоны противника и работу по разложению личного состава этих гарнизонов, в результате чего имели место случаи массового перехода солдат на сторону партизан из гарнизонов Вильно, Воложин, Сморгонь, Солы, Глубокое, Поставы, Воропаево и т. д.».
КСТАТИ. По неполным данным, в годы Великой Отечественной войны погибло 207 испанцев (по другим сведениям, 151 погиб и 15 пропали без вести), сражавшихся в Красной армии и партизанских формированиях на территории СССР, т. е. практически каждый четвертый из прибывших.
Подготовил Александр ОЗЕРСКИЙ. Фото из открытых источников.