Автор: . Дата создания:

За сакральную работу Матрёна Маркевич принялась с чувством: красной ниткой по белому домотканому полотну будущего рушника-утиральника вышивала свои надежды на счастье. В центре расположила ромб — символ восходящего солнца, от которого отвела «рога». Мама ей объясняла, что это знаки вечности, движения.

Когда в 1951 году Верховный Совет БССР поручил Академии наук создать эскиз Государственного флага рес­публики, в него предполагалось внести элемент, который подчеркивал бы самобытность и менталитет нашего народа. Заведующий сектором этнографии и фольклора академии, доктор искусствоведческих наук, профессор Михаил Кацер внес оригинальное предложение: на флаге должен появиться орнамент.

Это не просто декоративный элемент: в нем вековые традиции, зашифрованы послания и знаки. Началась большая исследовательская работа. Ученые рассматривали старые гербовники, фонды музеев. В довоенном архиве Белпромсовета нашли полученный в ходе этнографической экспедиции эскиз орнаментального узора «Восходящее солнце», вышитого на рушнике сестрой Михаила Кацера Матрёной Маркевич из деревни Костелище Сенненского района. На его основе художник Михаил Гусев подготовил проект для флага, который в декабре 1951-го коллегиально утвердили.

Государственный флаг БССР образца 1951 года стал первым в мировой истории Государственным флагом с национальным орнаментом и послужил примером для создания других подобных полотнищ.

На республиканском референдуме 1995 года более 75 % его участников проголосовали за красно-зеленый Государственный флаг. Во многом на такое решение белорусского народа повлияло то, что период 1951 –1991 гг. был самым созидательным в истории советской Белоруссии. Современный флаг следует образцу флага БССР, из которого удалены советские символы – серп, молот и звезда. Цвета орнамента инвертированы: сейчас он отображается красным на белом фоне вместо белого на красном.

Матрёна

 

В большой крестьянской семье Кацер из деревни Климовичи Сенненского района всех семерых детей приучали к труду. Однажды мать Феодосия Александровна усадила рядом с собой дочь Матрёну:

«Ты взрослеешь, пора готовить приданое, я научу тебя вышивать узор, которому меня научила твоя бабушка, а ее – прабабушка. Этот орнамент передается в нашей семье по женской линии с незапамятных времен». Дочь к тому времени хорошо пряла, вязала, ткала и вышивала.

...Едва увидев на свадьбе у знакомых высокую статную красавицу с венком из богатых кос на голове – Матрёну Кацер, Алексей Маркевич из соседней деревни Костелище понял: это его судьба. Уже через две недели заслал сватов. Девушка приняла предложение трудолюбивого порядочного парня из хорошей, как и у нее, крестьянской семьи. Жили душа в душу: добротный дом, крепкое хозяйство, здоровые дети, уважение и теплые отношения.

Весной 1941-го 20-летнего старшего сына колхозного молотобойца Михаила призвали на срочную службу в армию. В июне грянула война. Забегая вперед, скажем, что Михаил пропал без вести летом того же года.

В июле 1941-го была оккупирована Сенненщина. Старшую дочь Александру забрали на принудительные работы. На родную землю пришла настоящая беда.
Дом Матрёны стал партизанской пекарней.

Она пекла хлеб для народных мстителей. Младшие дети – 17-летняя Зина и 14-летний Аркаша – носили им в лес молоко.

Однажды в тихое Костелище нагрянули немцы и полицаи, расправились с одной из семей. Маркевичей тоже вывели к стене их дома и объявили, что за связь с партизанами они приговорены к расстрелу. Матрёна не умоляла о пощаде, не рыдала. Только прижала к груди головы дочки и сына, спрятала их лица. И ноги у нее дрожали мелко-мелко. Расстрельная команда уже вскидывала автоматы, когда раздались выстрелы. Это один из партизан, став случайным свидетелем готовящейся расправы, открыл стрельбу из противотанкового ружья. Палачи бросились в укрытие, Матрёна с детьми сумела убежать. Прятались у родных на хуторе в Чашникском районе.

Родное Костелище, все 12 домов, фашисты сожгли в марте 1944-го. Маркевичи вернулись на пепелище, вырыли землянку. Даже в этом убогом убежище у Матрёны стояли кросна и она ткала.

Этими воспоминаниями с корреспондентом «ВВ» поделилась внучка Матрёны Сергеевны Дина Прокоповна Кацер. Она не раз слышала эти семейные предания от своей мамы Зинаиды Алексеевны Пашкевич – той самой Зины, которую хотели расстрелять вместе с матерью и братом. В этом году ей исполняется 100 лет, она живет на Минщине. Дина Прокоповна нашла и документальное подтверждение многим изложенным ею фактам. В дачном домике, который она купила в деревне Хотлино Чашникского района, недалеко от своей малой родины, она ведет летопись семьи и старается поддерживать атмосферу прошлого.

Михаил 

Фамилия Кацер у Дины Прокоповны по мужу – сыну профессора Михаила Кацера. Родного младшего брата Матрёны. В семье, крестьянской, но прогрессивной, уделяли внимание не только воспитанию трудолюбия у детей, но и их образованию, интеллектуальному развитию. Михаил учился в земской школе, служил в Красной армии. Огромное влияние на выбор его будущей профессии оказал белорусский писатель, литературовед, переводчик, фольклорист, деятель белорусского национального движения начала XX века Максим Горецкий. В 1925 году он некоторое время жил в семье Кацер на Сенненщине и увлеченно изучал местный фольклор. Важность этой составляющей жизни белорусов юный Михаил усвоил и последовал примеру наставника: на протяжении многих лет, вплоть до 1941-го, ездил в экспедиции, записывал от населения рассказы и песни, зарисовывал и снимал образцы ткачества, вышивок, вязания мастериц. Так в его копилке оказались и орнаменты старшей сестры.
В 1939 году Михаил Кацер окончил Московский институт истории, философии и литературы, работал в знаменитой Третьяковской галерее.
 

Осенью 1941-го политрук 525-го противотанкового артиллерийского полка Кацер стоял на защите Москвы. В оборонительных боях в Клину был тяжело ранен, отступившие товарищи вынуждены были оставить его на поле боя. Спасли заместителя командира местные жители, и, когда в результате контратаки город был отбит, передали в госпиталь. Семь месяцев Михаил проходил лечение в эвакуационном госпитале в Оше Киргизской ССР, по выписке был признан к строевой службе не годным. Награжден орденом Отечественной войны II степени.

После войны Михаила Кацера назначили начальником отдела охраны памятников архитектуры Управления по делам архитектуры при СНК БССР.

Главным детищем, итогом всех исследований и жизни свекра-ученого Дина Кацер считает его книгу «Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка». В ней Михаил Сергеевич расшифровал глубинные коды белорусов и подчеркнул, что работы многих мастериц можно приравнять к произведениям искусства.

Именно Михаил Кацер поспособствовал тому, чтобы орнамент Матрёны «Восходящее солнце» украсил Государственный флаг Республики Беларусь. Он и теперь вселяет нашему народу лучшие надежды.

Фото автора и из семейного архива Дины Кацер.