Еще не так давно отечественные СМИ пестрели статьями о трагических случаях в Минске, причиной которых стало курение синтетических курительных смесей (так называемых спайсов, миксов). Сегодня мы уже не можем утверждать, что это только столичная беда – проникают спайсы и в подростковую среду Витебской области.
Столичная «мода» в провинции
Спайс популярен в основном среди учащихся лицеев, техникумов, но сейчас попадаются и школьники. К слову, недавно был выявлен самый младший потребитель наркотика в возрасте 12 лет. Из беседы с подопечными определились две главные причины зависимости – масса свободного времени, которое нечем занять, и желание испытать что-то новое, неизведанное.
В настоящее время белорусское законодательство определяет эти смеси как наркотическое вещество, а все их новые разновидности – как аналоги или прекурсоры (предшественники). Спайсы опасны еще и тем, что их формула меняется практически каждую неделю, в последнее время в состав добавляют метанон, метадон. Эффект становится все сильнее, а действие – непредсказуемым.
До недавнего времени специализированная лаборатория, располагающая спектральным хроматографом, который определяет сотые доли вещества, имелась только в Минске. Однако теперь аналогичное оборудование приобретено и для Витебской области, что существенно облегчает деятельность медработников и всех заинтересованных служб в борьбе с данной зависимостью.
От затяжки до психушки
– На сегодняшний день установлена связь между курением смесей и двумя негативными последствиями для организма человека, – говорит Александр Герасимовский. – Во-первых, быстрое выгорание умственных способностей, т. е. употребление смесей приводит к слабоумию. Второе действие вещества – расстройство психики, в том числе приобретенная шизофрения, а она опасна тем, что вызывает зрительные галлюцинации, голоса, которые могут приказать, к примеру, выйти в окно – в Минске был случай гибели. В таком состоянии человек может совершить что угодно.
Заболевание развивается у каждого индивидуально. Одному для того, чтобы стать наркоманом, достаточно 2-3 раза покурить, другому – более длительный период. Спайсовая зависимость, как и любая другая, проходит три стадии: психологическую, физическую и стадию отмены.
Более чем красноречиво о пагубном влиянии этого наркотика на организм говорят примеры из медицинской практики Александра Сергеевича. Так, компания молодых людей летом курила кальян, кто-то из них принес смесь, которую добавили в прибор. Один парень после первой затяжки начал терять сознание, к нему подбежали товарищи и стали спрашивать: «Как ты?». С того времени у него до сих пор в голове присутствуют эти голоса и все тот же вопрос. В результате – расстройство психики. Другой юноша страдал от неразделенной любви. По совету друзей, дабы отвлечься, решил попробовать спайс, после чего вскоре попал в стационар. Затем уехал на учебу, покурил несколько раз и в следующем месяце снова вернулся к медикам. Из-за влияния наркотика на умственную деятельность и, следовательно, неспособности учиться парень сейчас находится в академическом отпуске. Есть в области и другие такие случаи. Благо смертельных исходов в регионе пока не наблюдалось.
Нередко спайсовые наркоманы поступают в лечебные учреждения с психозами на фоне отмены психотропного препарата. За неделю их может быть до 5-6 человек.
При превышении дозы есть риск впасть в токсическую кому. Иногда организм сразу не воспринимает вещество.
На учет в центр психиатрии и наркологии, как правило, попадают после «скорой», по данным милиции или тревожному сигналу из школы. Нередко на анонимный прием своих чад приводят обеспокоенные родители, а иногда и сами наркоманы, проходящие здесь лечение, – товарищей по несчастью.
Исповедь наркомана
Все приведенные выше примеры не просто статистика, а жизни молодых людей, которым, казалось бы, еще строить будущее свое и страны. Так, Максим Иванков (имя и фамилия изменены) – учащийся среднего специального учреждения образования, воспитывается в полной и благополучной семье. По успеваемости стабильный «хорошист», парень неглупый и общительный. Однако почти два года назад плотно подсел на курительные смеси. Теперь пятый месяц как завязал с пагубной привычкой, посещает анонимный кабинет подросткового наркологического отделения. Корреспонденту «ВВ» удалось пообщаться с Максимом и из первых уст услышать одну из историй о том, как наша молодежь попадает в цепкие лапы наркотика и как лишь немногим удается вырваться и попытаться начать новую жизнь.
– Я пробовал, наверное, все, кроме героина и дезоморфина. В основном миксы, на них и сидел, – признается Максим. – Впервые покурил 3 года назад: в компании угостили, но тогда на этом все и закончилось. Однако спустя время мои друзья начали употреблять курительные смеси, уговорили и меня присоединиться. Первые месяца четыре было просто весело, ничего страшного в этом не видел... Со временем спайс стал для меня ежедневной необходимостью.
Купить его было достаточно легко. В Интернете через форумы находишь то, что тебя интересует, связываешься по скайпу, оплачиваешь через терминал. Приобретя товар, с товарищами курили во дворе, подъезде, у кого-нибудь дома, днями могли «зависать» на съемной квартире. Употреблял от самых слабых, действующих 20 минут, до сильных, с эффектом до 2-3 часов. Однажды с передозировкой попал в больницу. Мозг просто отключается, в голове словно мультик проигрывается в формате 3D, ты в нем и не можешь никак выбраться. Бился о стены, падал с лестницы, повезло, что большего вреда себе не нанес.
– Как изменили тебя наркотики?
– Стал постоянно врать родителям, друзьям, знакомым… Даже самого себя убеждал, что я не наркоман, запросто «соскочу», стоит только захотеть. Начал уже в это верить. Устал от лжи.
Кроме того, успеваемость в колледже ухудшилась из-за частых пропусков занятий. Учеба, спорт и другие увлечения, которые были ранее, отошли на последний план. Была одна цель и интерес в жизни – где купить, с кем и как употребить.
– Ты жил с родителями, долго удавалось скрывать от них правду?
– До последнего открещивался. Подозрение возникло у мамы, когда она заметила, что у меня красные глаза. Я, в свою очередь, старался это скрыть, капли глазные покупал. Насторожило ее и не совсем обычное поведение: после употребления была сильная сонливость, еда уходила нереальными порциями. Все это сложно скрыть от матери, которая видела меня каждый день. В Интернете стала изучать признаки зависимости. Затем родители просили бросить, я им обещал, что «завяжу», и они мне верили. Старались оградить от компании. Но не могли же они быть со мной рядом круглосуточно…
– Когда пришел к тому, чтобы «завязать»? Что послужило толчком?
– Предпосылками, чтобы задуматься, явились приводы в милицию. Понимал, что это так или иначе может закончиться плачевно – тюрьмой. Ну и мать стало жалко, она очень переживала и расстраивалась из-за меня.
Пугало и то, что ребята, которых я знал нормальными, менялись на глазах, уровень интеллекта снижался настолько, что они не понимали простейших вещей. Да и в целом при курении смесей ущерб здоровью неизбежен. Лично у меня значительно снизилась физическая выносливость, пострадал желудок, нарушено пищеварение. У знакомых из-за спайсов проблемы с почками, печенью, сердцем, легкими, однако это их особо не волнует, важнее вопрос, где раздобыть наркотик.
Также со временем ко мне пришло осознание того, что дружба в этой компании была построена только на лицемерии, обмане, выгоде, как, в принципе, и все отношения, которые появлялись в данный период.
– Насколько тяжело побороть зависимость? Кто оказал поддержу, когда было труднее всего?
– В первую очередь зависимость во многом определяется кругом общения. Уйти из компании – это, наверное, самый действенный и правильный ход, иначе не получится. Когда своим друзьям сказал, что «завязал», некоторые двулично говорили, мол, молодец, давай бросай, а потом тут же предлагали покурить. Сейчас общаюсь с совершенно другими людьми.
С уверенностью смогу сказать, что «завязал», через полгода. Один раз у меня был срыв – не выдержал депрессии, вызванной отсутствием былого кайфа.
На протяжении всего периода меня очень поддерживали родители. Кроме того, важно быть уверенным в себе, постоянно вынашивать мысль, что хочешь и можешь справиться с зависимостью.
А в анонимный кабинет попал случайно. Я тогда уже собирался бросать курить, но все откладывал на завтра. Как-то раз друг предложил пойти сюда вместе. Первые шесть занятий был односторонний диалог: врач говорил, а я просто сидел и слушал, в основном все пропускал мимо себя. А потом меня словно прорвало, стало необходимым поговорить с кем-то, не с друзьями, которые будут тебе советовать не самое лучшее, а с тем, кто подскажет правильный выбор, поможет определиться, поставит цель. Хочу начать с чистого листа. Пытаюсь развиваться в профессии, которую выбрал, а в будущем, если все сложится, планирую открыть собственный бизнес.
– Что ты посоветовал бы своим сверстникам?
– Вовсе не лезть в это, даже не пробовать и обходить стороной. Наркотик ведет на дно или даже, точнее сказать, в бездну, куда можно падать бесконечно. Только некоторые цепляются за что-нибудь и пытаются вылезть наверх, а некоторые и дальше катятся вниз.
Действительно, ситуация в молодежной среде сегодня тревожная. По данным ВОЗ, из 100 наркоманов только 3 возвращаются к нормальной жизни. Здравоохранение, милиция, образование, служба наркоконтроля Витебской области организовывают совместные акции, рейды, встречи с детьми и взрослыми, направленные на борьбу и профилактику спайсовой зависимости. Но прежде всего родителям стоит принять во внимание нынешнюю «моду» среди подростков и учащейся молодежи. Как показывает практика, в дурманящий водоворот попадают как юноши, так и девушки, не только двоечники, но и отличники, трудные подростки из неблагополучных семей и дети вполне обеспеченных и положительных родителей. Важно понимать, что спайсовая зависимость – это проблема, которая может коснуться абсолютно любой семьи.